В России ввели недоношенные медицинские стандарты

Выхаживать детей, рожденных на три-четыре месяца раньше срока, врачам еще предстоит учиться

Уже больше года, как в России ввели новые стандарты живорождения, — наши врачи обязаны выхаживать детей, родившихся весом от 500 граммов, то есть размером чуть больше котенка — кишечник у таких детей не крупнее стержня авторучки, а мозг весит как пять разовых пакетиков с сахаром. Даже дотронуться пальцем до такого малыша опасно: любое прикосновение может обернуться нарушением его органов и кровоизлиянием.

Но наши врачи-неонатологи совершают подвиг, делая все возможное, чтобы сохранить такому ребенку жизнь. Единственное, что чаще всего не в их силах — сделать так, чтобы такой малыш не вырос инвалидом. А такой исход, увы, ожидаем в большинстве случаев.

Выхаживать детей, рожденных на три-четыре месяца раньше срока, врачам еще предстоит учиться

Похоже, о чем действительно переживали власти, принимая новые стандарты, — так это о неминуемом ухудшении статистики младенческой смертности. Ведь вроде бы только мы приблизились к европейским показателям, как придется опять уходить в отрыв. При этом мягко замалчивали, что до тех пор мы сравнивали свою статистику с европейской, где 500-граммовые стандарты приняты уже давно...

Но европейское общество готово к тому, чтобы выхаживать инвалидов. Там матери не бросают работу, чтобы ухаживать за проблемным ребенком. Там развиты соцслужбы, страховая медицина, инвалид считается полноправным членом общества. А большинство детей, рожденных с экстремально низкой массой тела (то есть на целых три-четыре месяца раньше положенного срока), как ни крути, становятся инвалидами.

Частота инвалидизации среди выживших маловесных детей в России растет. По данным врачей-гинекологов, среди недоношенных детей она в 22 (!) раза выше, чем среди детей, рожденных в срок. Появившийся на свет умещающийся в ладошке малыш чаще всего обречен на хронические болезни, ведь у него недоразвиты многие жизненно важные органы — легкие, почки, печень, не сформирован до конца мозг. Хотя бы одна из перечисленных ниже проблем встречается у 70% детей, рожденных с экстремально низкой массой тела.

Например, проблема с легкими. Только в конце беременности, на 35-й неделе, у ребенка вырабатывается вещество под названием сурфоктант — оно выстилает поверхность легочных альвеол и не дает им слипаться. У недоношенных детей этого вещества практически нет, альвеолы и бронхи недоразвиты. И любая инфекция может привести у такого ребенка к остановке дыхания. К тому же у слишком рано появившихся на свет малышей — острый дефицит иммуноглобулинов, то есть чрезвычайно слабый иммунитет. Еще можно добавить, что в коже таких детей практически нет жировой клетчатки, она похожа на пергамент — а это также повышает склонность к инфекционным заболеваниям.

«Чем больше будут выхаживать недоношенных детей, тем больше будет болезней, требующих серьезного лечения, — рассказал «МК» один педиатр. — Только одни сутки реанимации для недоношенного ребенка стоят 2,5–4 тысячи евро. А некоторым детям, например с бронхолегочной дисплазией, понадобится длительная домашняя кислородотерапия, что тоже довольно дорого».

Еще одно уязвимое место рожденных с экстремально низкой массой тела детей — глаза. С очень большой вероятностью у них развивается ретинопатия (заболевание, приводящее к отслаиванию сетчатки и нередко слепоте). По данным австралийских ученых, дети, рожденные на 22–23-й неделе беременности, получают ретинопатию в 62% (!) случаев, а на 24–25-й — лишь в 21%. «Своевременно начатое лечение, как правило, хирургическое, нередко позволяет спасти зрение. Но в России, увы, на проблемы ребенка со зрением довольно часто внимание обращают слишком поздно, когда заболевание находится на 4–5-й стадии. И тогда уже очень мало что можно сделать, чтобы вернуть ребенку зрение», — рассказал «МК» один офтальмолог.

Кроме того, у недоношенных новорожденных часто возникает асфиксия и внутричерепное кровоизлияние, что влияет на психомоторное развитие ребенка. Таких детей относят к группе риска по возникновению задержки психического развития и нарушений внимания. В крови недоношенных недостает красных телец, поэтому в некоторых случаях им делают переливание крови. Проблем еще очень много...

Сегодня таких детей у нас спасают (хотя, надо полагать, условия есть далеко не во всех роддомах наших городов и весей), а врачи буквально «на ощупь» придумывают, как их выхаживать. Так, им требуется полная темнота, отсутствие шума и вибраций (даже от медицинской аппаратуры), в помещении надо поддерживать 35-градусную жару (при комнатной температуре они умрут) и 80% влажности. Введение любых лекарств, которые по состоянию могут быть необходимы таким детям, тоже может обернуться серьезными последствиями для их здоровья.

Раньше считалось, что в первые дни к таким детям лучше не прикасаться и не кормить их — чтобы не сделать хуже. Однако сейчас стало понятно, что в еде они нуждаются куда больше, чем родившиеся в срок дети. И им нужно давать питание уже в первые 2–3 часа с момента рождения — чтобы запустить работу их желудочно-кишечного тракта и не допустить проблем с пищеварением в будущем. Для одного кормления им хватает 0,5 миллилитра специальной смеси (т.н. энтерального или парентерального питания) — молока таким детям, увы, недостаточно, ведь у них острый дефицит белка и микроэлементов. Например, им необходимо получать извне 11 незаменимых аминокислот. И если не восполнить этот дефицит, интенсивность роста головного мозга резко сократится, что приведет к задержкам в развитии. Иными словами, если правильно подобрать питание таким крохам, можно избежать целого ряда серьезных проблем с их развитием в будущем.

Однако пока четких рекомендаций или стандартов на тему, как кормить таких детей, нет. Врачам приходится действовать «на глазок». Но сейчас члены Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины (РАСПМ) собирают данные из разных уголков страны, какое клиническое питание лучше всего подходит таким крохам, как и с какой скоростью его вводить (внутривенно или через рот). «Основная сложность в том, что при большой потребности в энергии, витаминах и микроэлементах ребенок может усвоить очень маленький объем пищи. Вопрос питания станет основным на следующем съезде ассоциации, где мы планируем утвердить единые рекомендации по применению клинического питания, которые мы составим на основании практики врачей совместно с Союзом педиатров России», — рассказывает академик РАМН, возглавляющий РАСПМ, Николай Володин.

Конечно, появление таких рекомендаций станет большим делом. Но остальные вопросы пока повисли в воздухе... Например, с острым дефицитом специалистов, которые могут выхаживать таких детей. С негативным отношением к таким детям в районных поликлиниках. Даже с отсутствием реестра детей, рожденных с экстремально низкой массой тела. И на решение всех этих проблем могут понадобиться еще годы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру