Играй, гормон

Почему наши женщины так боятся принимать лекарства против старости?

Россия получила в мире репутацию страны «воинствующей гормонофобии». Так уж исторически сложилось, что еще со сталинских времен, когда госмужи говорили, что наши женщины никогда не будут лечиться гормонами, отношение к этому классу препаратов у нас выработалось особое — неприязненное и боязливое. И сегодня, по мнению ряда специалистов, эта фобия сломала немало женских судеб. В вопросе попытался разобраться обозреватель «МК».

Почему наши женщины так боятся принимать лекарства против старости?

Главная женская болезнь — дефицит половых гормонов

— Мифы о вреде гормонотерапии надо развенчивать! — уверена заведующая кафедрой эндокринологии ФПК МР (Российский университет дружбы народов) Светлана Калинченко. Доктор считает нормальный уровень половых гормонов у женщин одной из составляющих т.н. «квартета здоровья» (к остальным относятся антиоксиданты, витамин D и омега-3). Однако, увы, далеко не все дамы могут похвастаться сегодня этим самым нормальным уровнем. При этом предвзятое отношение к гормональным препаратам сегодня существует не только со стороны пациентов, но и со стороны многих врачей. Профессор Калинченко уверяет, что в клинике, где она работает, врачи не боятся гормонов, ибо их цель — сделать из человека здорового человека.

...Когда-то Светлана Калинченко прицельно занималась мужским здоровьем и вместе с коллегами вывела формулу здорового хомо сапиенс. Итак, получилось, что это мужчина без ожирения (то есть с объемом талии не более 94 см!); желающий и способный проводить половые акты до последнего вздоха (увы, сегодня многих эректильная дисфункция, она же импотенция, косит даже в 25–28 лет); не встающий по ночам в туалет; не имеющий проблем со сном. В общем, если взяться за лечение мужчины комплексно, со всеми этим проблемами можно справиться. «Мы научились излечивать мужчин, но очень скоро столкнулись с новой проблемой — семьи начали рушиться! Оказалось, секс, как в 30 лет, многим женщинам за 40–50 уже просто не нужен — и они стали уходить от своих ставших не в меру активными партнеров», — продолжает Светлана Юрьевна. В итоге врачи поняли: лечить надо и женщин, ибо рядом со здоровым мужчиной и женщина должна быть тоже здоровой.

Постепенно специалисты открыли формулу этой самой здоровой женщины. У такой тоже не должно быть ожирения (то есть объем талии не должен превышать 80 см); не должно быть слабых мышц (а за это отвечают витамин D и, казалось бы, мужской гормон тестостерон, который, как выяснилось, играет огромную роль и для женского организма; например, о его нехватке говорят т.н. «ламбрекены» — обвислости на спине у женщин); сон должен быть нормальным (никаких ночных хождений по туалетам!), а во время кашля, чиха и прочего напряжения не должна подтекать моча. Ну и еще здоровая женщина должна тянуться к сексу (кстати, при этом совершенно не обязательно испытывать оргазм).

К сожалению, сегодня многие представительницы прекрасной половины человечества, хоть и живут дольше мужчин, значительную часть жизни проживают в состоянии болезни. «XXI век — век старения, еще 200 лет назад люди не доживали до столь преклонных лет, а вот сегодня мы стали дотягивать до главной женской болезни — дефицита половых гормонов, который научно называется гипогонадизмом. В среднем женщина живет в России 67 лет, и последние 7 лет из них — это нездоровая жизнь», — продолжает Калинченко.

За красотой — к эндокринологу

Однако решение этого вопроса уже давно найдено в большинстве стран мира. Нормальной практикой в Европе и США стало назначение дамам в возрасте заместительной гормонотерапии (ЗГТ). Например, в Швеции ее получают 87% пациенток в возрасте. В России таких — меньше 1%. Точнее, около 0,6%. «То есть именно у стольких женщин есть шанс не заполучить остеопороз в период постменопаузы. А ведь лечить это заболевание практически невозможно! — сетует доктор Калинченко. — Но это далеко не все проблемы. Без дефицита половых гормонов не бывает сахарного диабета, болезни Альцгеймера. И единственный способ их профилактики — своевременное назначение ЗГТ. Основная признанная в мире теория старения сегодня — эндокринная, в основе которой снижение выработки всех гормонов с возрастом, которая и запускает механизм развития старения. И если до момента начала их дефицита женщинам легко справляться с любыми болезнями, то потом наступает момент, когда это становится чрезвычайно сложно. Все системы организма начинают ломаться одна за другой. И в основе этого процесса — дефицит половых гормонов».

Кстати, нигде, кроме нашей страны, климакс не считают естественным процессом в организме женщины, не требующим лечения. Уже практически везде признано, что здоровой постменопаузы не бывает. Надо иметь в виду, что три главных женских половых гормона — это эстроген, гестаген (он же прогестоген) и тестостерон. Если, к примеру, климакс начинается с дефицита отвечающего за красоту эстрогена — появляются некрасивые морщины. Это, конечно, только начало. Дефицит эстрогена вызывает частые приливы и потливость, нарушения сна, частые изменения настроения. А еще через некоторое время появляются болезненные ощущения во время полового акта, а также склонность к остеопорозу, атеросклерозу и ишемической болезни сердца.

А вот если климакс начинается, к примеру, с дефицита тестостерона — снижается не только интерес к сексу, но и ко всей социальной жизни. Иными словами, еще сохранившейся красотой пользоваться совсем не хочется. «Дефицит половых гормонов ведет и к окислительному стрессу в организме: резко вырастает и потребность в антиоксидантах. Даже день, месяц, проведенный в гипогонадизме, наносит непоправимый удар женскому здоровью. Поэтому ЗГТ в таких случаях нужно назначать как можно раньше. Доказано, что если такую терапию начинают применять до 60 лет, уровень заболеваний сокращается на 30–60%», — продолжает доктор Калинченко.

Кстати, на Западе для женщин придумали даже специальные прокладки, которые определяют уровень половых гормонов! Россиянки пока знакомы лишь с тест-полосками — да и те способны определить разве что беременность. «Но у нас уже появились тест-полоски для определения уровня ФСГ — гормона гипофиза, который отвечает за синтез эстрогенов, и его повышенные значения говорят об их нехватке. Мы рекомендуем нашим пациентам следить за этим уровнем начиная с 35-летнего возраста. Как только он начинает повышаться — все, пора начинать ЗГТ. Тогда у дамы не будет ни остеопороза, ни ожирения, ни сахарного диабета, ни Альцгеймера. Но у нас почему-то пациенты боятся гормонотерапии, считают ее чуть ли не убийцей!» — сетует Светлана Калинченко.

Например, сегодня существует теория о том, что ЗГТ способна даже привести к развитию рака. «Это в корне неверно, — считает наш эксперт. — Обратите внимание, что с момента проявлений, например, рака груди до его обнаружения, то есть до того момента, когда его становится видно на маммографии, проходит в среднем 10 лет. И гормонотерапия действительно способна ускорить процесс проявления симптомов уже существующего рака, но не вызвать его! Поэтому она противопоказана людям с онкологическими диагнозами. Однако реально от рака груди сегодня умирает лишь 4% женского населения, а вот от сердечно-сосудистых заболеваний, появление которых можно предотвратить с помощью ЗГТ, — больше 50%. Однако такую терапию должен назначать только опытный врач — слава богу, таких специалистов сегодня уже много».

И все же риск попасть, мягко говоря, к неопытному врачу у россиянок тоже есть — даже многие врачи-гинекологи сегодня уверены в том, что тестостерон — чисто мужской гормон. Поэтому на всякий случай обращаться лучше к гинекологам-эндокринологам. Есть еще один чисто российский феномен: сегодня ЗГТ в нашей стране чаще всего назначают... дерматокосметологи. На самом деле объяснение простое: с помощью ботокса и мезотерапии поддерживать красоту долгое время невозможно, они помогают лишь тогда, когда есть женские половые гормоны. Однако каждая женщина должна понимать, что красота зависит от здоровья, а последнее лучше доверять все-таки профессионалам.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру