Права вернут условно-досрочно?

Сенатор Владимир Федоров выступает против поголовной переэкзаменовки водителей, лишенных прав

Ожидать, что бывший главный автоинспектор страны, а ныне сенатор от Республики Карелия Владимир Федоров не поддержит вступающие в силу 1 сентября драконовские поправки в КоАП РФ, было наивно. Тем не менее генерал заявил, что не все они пойдут на пользу.

Сенатор Владимир Федоров выступает против поголовной переэкзаменовки водителей, лишенных прав

На состоявшейся на днях пресс-конференции Владимир Федоров согласился с тем, что ужесточение наказаний за практически все нарушения ПДД — благо для страны, где правовой нигилизм автовладельцев зашкаливает за все разумные пределы. Как, добавим от себя, и коррупция среди бывших подчиненных генерала. А все вместе взятое ликвидирует понятие неотвратимости наказания — важнейший принцип соблюдения закона, в том числе и дорожного.

И в этой связи кажется вполне справедливым заявление сенатора о том, что «вилка» при назначении наказания, когда его нижний порог может назначить служивый, — отличная причина для торга между инспектором и водителем, особенно если за нарушение светит лишение прав. По его мнению, такие вопросы должен решать исключительно суд, который учтет все обстоятельства дела, личность «преступника», нюансы правонарушения. Звучит логично, но, с другой стороны, особенно учитывая наши реалии, не станет ли для автолюбителя неизбежность общения с Фемидой еще большим стимулом позолотить инспектору ручку?

А уж в истории с переэкзаменовкой и подавно! Напомним, что, согласно новым поправкам, после лишения права управления по любому составу административного правонарушения (а такое наказание предусмотрено по 20% нарушений правил!) вернуть водительское удостоверение можно только после проверки знаний ПДД. И даже оставив в стороне крайне высокую степень коррупционности этой законодательной новеллы, надо признать, что чисто технически она трудно выполнима. В стране ежегодно лишается прав более 800 000 человек. А «мощности» ГАИ по приему экзаменов еле переваривают тех, кто впервые проходит испытания (более 2 млн человек в год, без учета тех, кто сдает их второй-третий-четвертый раз).

— В моей родной Карелии у ГИБДД имеется всего две экзаменационные машины и ни одной экзаменационной площадки. Понятно, что автоинспекция вынуждена сотрудничать с автошколами, пользоваться их материально-технической базой. А следовательно, быть лояльнее к тем учебным заведениям, что идут ей навстречу, — рассуждает сенатор…

И предлагает оставить переэкзаменовку только для тех нарушителей, что лишились прав на срок более года, то есть за особо тяжкие и опасные дорожные прегрешения. Но и здесь пойти им навстречу, предусмотрев… «условно-досрочное освобождение»! То есть вспомнить советскую практику, когда по истечении, скажем, половины срока лишения гражданин может обратиться в суд с ходатайством о возврате прав.

— У каждого человека есть так называемый предел ожидания, — поясняет г-н Федоров свою мысль. — Водитель, лишенный прав на два года, однажды может сорваться (или жизненные обстоятельства припрут) и сесть за руль без «корочек», поехать на авось. Но если он будет знать, что при определенных условиях (медицинская справка, ходатайство с места работы, безупречное поведение и т.д.) возможно вернуть в/у раньше отмеренного судом срока, то наверняка не поддастся минутной слабости. Кстати сказать, в этом смысле весьма показателен опыт ряда европейских стран. В Дании, например, прав могут лишить пожизненно, но за хорошее поведение вернуть через пять лет. Условно, до первого нарушения. Чем не стимул гражданину соблюдать законы?..

Но вот с чем категорически не согласен сенатор, так это с отказом коллег вернуть пресловутую балльную систему. Хорошо, считает он, что теперь повышена ответственность за повторность нарушения, но это, по Федорову, полумеры. Ведь во времена «просечек» и баллов аварийность и смертность в стране была ниже, чем в периоды их изъятия из КоАП. Другое дело, как интегрировать баллы в действительность, не создавая очередную коррупционноемкую норму. Может быть, штрафные очки нужно начислять, только если нарушение зафиксировала камера фото- или видеофиксации, исключив человеческий фактор. Возможно, распространить систему не на все нарушения ПДД. Но в том, что она может стать серьезным барьером для дорожных злодеев, Владимир Федоров не сомневается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру