Скандал на заседании СПЧ: правозащитники поссорились с тюремщиками

Члены ОНК и руководители ФСИН по-разному поняли значение слова «гласность»

Открытое письмо участницы «Пусси Риот» Нади Толоконников о рабском унизительном труде за решеткой, похоже, дошло наконец до адресата. На нынешнем заседании президентского совета по правам человека (СПЧ) заявили, что всю систему тюремной «трудотерапии» будут реформировать. А начальник злополучной мордовской колонии № 14, где сидела Толоконикова, будет «иметь бледный вид».

Члены ОНК и руководители ФСИН по-разному поняли значение слова «гласность»
Надежда Толоконникова

Однако тюремщики «схлестнулись» с правозащитниками по поводу гласности. Представители ФСИН ратовали за то, чтобы члены ОНК (общественно-наблюдательных комиссий) не рассказывали прессе о том, что видят за решеткой. Главреда «МК», члена СПЧ Павла Гусева, выступившего категорически против, поддержали представители ряда министерств.

Итак, что хотели правозащитники? Во-первых, разрешение на фото- и видеосъемку в тюрьмах, во-вторых, чтобы ФСИН оповещала ОНК о направлении в колонию спецназа, о применении по отношению к заключенным спецсредств, массовых голодовках арестантов, обо всех убийствах, насилии и т. д. Понятно, что если правозащитники будут приезжать на ЧП сразу же, смогут брать с собой фотоаппараты и снимать побои на телах, это создаст сложности. Проблематично будет выдать забитого до смерти за упавшего с лестницы. А о таких случаях, увы, пресса писала не раз.

Чиновники от юстиции в свою очередь пытались доказать необходимость других мер. В частности, замминистра юстиции Дмитрий Аристов заявил - иностранных агентов в ОНК быт не должно. И такие поправки в закон уже готовы. Заместитель директора ФСИН Анатолий Рудый, которого, по слухам активно «сватают» на пост руководителя тюремной службы, потребовал вообще ужесточить порядок набора в общественно-наблюдательные комиссии. И главное - тюремещик против того, чтобы общественники тут же рассказывали обо всем прессе. Зачем, дескать, выносить сор из избы, тем более, что среди СМИ (как выразился Рудый) есть «грязные» и «чистые»... Ему жестко ответил главный редактор «МК» Павел Гусев. Заместитель министра экономразвития Сергей Беляков сказал: «выступление зам директора ФСИН и все что я тут слышу, просто чудовищно». Он так и не понял, почему надо ограничивать ОНК и право заключенных на общение со СМИ. В результате вопрос повис в воздухе, тюремщики пообещали к нему вернуться.

Звучало на заседании и фамилия участницы «Пусси Риот» Толоконникой в связи с ее открытым письмом о рабском унизительном труде. Профессор Илья Шаблинский рассказал, как заключенную, подтвердившую слова Толоконниковой, через неделю после отъезда комиссии избили и посадили в ШИЗО, где продержали фактически вплоть до освобождения. Рудый пообещал разобраться, сказал, что начальник той самой колонии № 14 будет иметь бледный вид. И тут же заявил о запуске в ближайшие дни Торгового дома ФСИН, который займется поискам работы для заключенных, будет привлекать бизнесменов для взаимодействия. Рудый рассказал также о грядущем увольнении начальника управления по трудовой адаптации.

Правозащитники заявили также, что в связи с грядущей амнистией сотрудники некоторых колоний стали торговать ...справками о беременностями и вымогать деньги с арестантов под угрозой водворения в ШИЗО. Напомним, что под амнистию попадают женщины в интересном положении и заключенные, которые не имеют в своей биографии графы «помещался за нарушения в штрафной изолятор». «Каждый такой факт будет проверен тщательным образом», - отчеканил Рудый.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26415 от 20 декабря 2013

Заголовок в газете: О тюрьме просят не болтать лишнего

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру