Советские конструкторы придумали необычные способы, как подбить танк

Все для победы!

07.05.2015 в 20:21, просмотров: 5151

Годы Великой Отечественной были отмечены не только героическими подвигами наших солдат, не только сверхусилиями тружеников тыла, но и воистину ударной работой советских инженеров и конструкторов. Часть их изобретений была внедрена и взята на вооружение, а часть так и осталась по разным причинам не востребованной или получила весьма малое распространение в войсках. Среди этих проектов есть очень необычные, о которых сейчас напоминают лишь описания и чертежи, хранящиеся в архивах. Вот лишь несколько образцов подобной «экзотики» военного времени.

Советские конструкторы придумали необычные способы, как подбить танк
фото: youtube.com

Специалисты из Конструкторского бюро угольной промышленности разработали в 1941 году для вооружения красноармейцев винтовочную противотанковую гранату. На первый взгляд, выглядит их изобретение странно: какая-то непонятная штуковина «на палочке». Но идея проста: граната-«лимонка» закладывается в специальный корпус, к которому прикреплен винтовочный шомпол. Боец должен этот шомпол всунуть в ружейный ствол, прицелиться и сделать выстрел холостым патроном. «Граната на палочке» летит вместо пули и может достать до вражеского танка на расстоянии 50-70 метров. Такие простейшие противотанковые средства – фактически «дедушки» нынешних гранатометов, – использовались в первый период войны некоторыми частями Красной армии, воевавшими под Москвой, на Волховском и Ленинградском фронтах. Хотя широкого распространения изобретение «угольщиков» все-таки не получило.

В суровые военные годы многие наши знаменитые ученые и конструкторы занимались вопросами, вроде бы, совсем далекими от их основной деятельности.

Например, известный советский специалист в области баллистики, создатель нового вида бездымного пороха и пороховой ракеты Иван Граве в 1942 году подготовил заявку на свое изобретение для воздушного боя, которое он назвал «Приспособление для тарана самолетов противника». В серию конструкция так и не пошла, но из текста секретного авторского свидетельства, выданного Граве, можно узнать, что за штуку он придумал: «В передней части самолета в фюзеляже выделывается щель, служащая для выдвигания тарана и для боковых перемещений его при управлении им. При помощи тарана получается возможность подбивания противника (перебивание рулей, крыльев и пр.) без непосредственного удара всего самолета. Тараном являлся длинный телескопический раздвижной стержень с откидной лопастью-ножом.»

А знаменитый создатель советских вертолетов М. Миль временно переориентировался на сугубо земные боевые проблемы. В первые недели Великой Отечественной Михаил Леонтьевич (который уже стал к тому времени в СССР одним из ведущих специалистов по созданию «винтокрылых» летательных аппаратов – автожиров) служил инженером в эскадрилье автожиров-корректировщиков, принимавшей участие в боевых действиях. Когда это авиационное подразделение было расформировано, Миль вернулся на завод, отправленный в эвакуацию на Урал. Поскольку работы по его профильной тематике приостановились, авиаконструктор, желая хоть как-то помочь фронту, по собственной инициативе занялся разработкой оригинальных оружейных систем для ведения наземного боя. Буквально за три осенних месяца 1942 года М. Милю в соавторстве с инженером С. Пасхиным удалось спроектировать и создать опытные экземпляры новых противотанковых установок.

Из сопроводительной записки Миля, отправленной им в Государственный Комитет Обороны: «Предлагаю применить на фронте противотанковое ружье, стреляющее реактивными снарядами РС-82. В предлагаемой конструкции разрешена возможность стрельбы одиночного бойца, лежащего непосредственно за оружием… Общий вес установки, которая может быть изготовлена в более легком (на треноге) и более тяжелом (на станке) варианте, составляет соответственно 14 и 20 кг. … Подобная установка может быть применена не только, как противотанковое ружье, но и для стрельбы по ДОТам…»

Свой вариант конструкции «ракетного ружья» в то же время создал и другой наш знаменитый впоследствии «вертолетчик» Н. Камов. Однако оба изобретения до наших войск, сражавшихся на передовой, так и не дошли, одной из причин были внушительные габариты этих ракетных установок.