Русским солдатам, от которых отреклась Родина, обязан своим спасением Париж

Не смотря на позорный мир, российский триколор развевался над одним из немецких городов

11 ноября – очередная годовщина события, подытожившего один из самых разрушительных, «античеловечных» периодов за всю историю. 97 лет назад, в 1918-м, в этот день было подписано Компьенское соглашение, которое положило конец 1-й мировой войне. И хотя в числе стран – ее участниц, к тому моменту уже не было России (новая большевистская власть еще несколькими месяцами раньше объявила о выходе Республики Советов из военного противостояния), однако небольшое количество русских солдат и офицеров все-таки приняло участие в завершающей стадии долгой военной страды.

Не смотря на позорный мир, российский триколор развевался над одним из немецких городов

О малоизвестной странице истории рассказал корреспонденту «МК» Михаил Капустин, давно занимающийся сбором фактов о событиях 1-й мировой.

Буквально с первых же недель войны руководители Франции и Англии стали убеждать царское правительство отправить военные части им на подмогу – на Западный фронт. Осенью 1915 года, когда у союзников по Антанте фронтовые дела складывались уже совсем катастрофически, дело сдвинулось с места – российская сторона, наконец, дала «добро», и уже в декабре было согласовано решение о посылке в Западную Европу восьми русских полков, сгруппированных в четыре бригады. Первая из них прибыла во Франция в апреле 1916 года, а вскоре эти наши солдаты были направлены для укрепления обороны важнейшего для французов города Реймс.

В общей сложности в составе русского экспедиционного корпуса на Западном фронте воевали более 40 тысяч человек. Значительная часть из них погибла: ведь волею французских и английских военачальников русские, которые снискали среди союзников славу храбрецов, часто оказывались на самых опасных участках сражений.

Многие из офицеров и солдат получили французские ордена и медали за свой героизм. Но после того, как в начале 1917 года стало известно о произошедшей в России революции и отречении императора Николая II от престола, среди наших воинов произошел раскол. Часть из них не желала больше воевать, поскольку власть, которой они присягали и которая отправила их в эти далекие от родины края, уже не существует. Французское командование сняло ставшие ненадежными русские бригады с передовой. Состав экспедиционного корпуса временно был размещен двух военных лагерях – в окрестностях города Бордо и в провинции Овернь.

Между тем образованное в революционной Россия Временное Правительство РФ, которое выдвинуло лозунг о «войне до победного конца», приняло кардинальное решение о наших «экспортных» военных частях. 5 ноября вышло постановление о невозвращении бригад экспедиционного корпуса в Россию «впредь до урегулирования всех вопросов». В итоге у французов появилась возможность официально объявить о переходе находящихся в их распоряжении русских частей под юрисдикцию Франции. Последовавший почти сразу вслед за тем большевистский переворот и принятые Лениным и его соратниками меры по срочному выходу России из войны, окончательно добили самостоятельность русского экспедиционного корпуса. Его солдаты и офицеры оказались «чужими для своих и своими для чужих». В январе 1918-го все русские бригады, дислоцированные во Франции и на Балканах, оказались полностью в подчинении у французских генералов.

Новое начальство предложило «русским иванам» выбор. Кто хотел, мог продолжить сражаться на фронте с германцами в составе французских частей. Отказывающиеся воевать могли либо идти простыми рабочими на военные предприятия Франции, либо отправляться «на вольную жизнь» во французские колонии в Африке.

Таких «африканцев» набралось около полутора тысяч. В основном их отправили в Алжир. Тамошняя администрация восприняла русских, как осужденных преступников, как ссыльных. Их поселили в бараках, обнесенных колючей проволокой, и отправили работать на угольные шахты, в рудники... Эта незаслуженная каторга длилась вплоть до весны 1920 года, когда российское и французское правительства подписали официальное соглашение об обмене гражданами. После этого основная часть экс-солдат русского экспедиционного корпуса вернулась из африканской неволи на родину (здесь пути их разошлись: кто-то встал на сторону красных, а кто-то подался к белым).

Желающих воевать с «немчурой» и дальше среди солдат экспедиционного корпуса оказалось вовсе не много – около 350 человек. Однако это были едва ли не самые храбрые и умелые воины. Из них уже в марте 1918 года (после подписания большевиками позорного Брест-Литовского мира) был сформирован отдельный Русский легион французской Армия (его состав впоследствии пополнялся за счет русских военнопленных, освобожденных союзниками из германских лагерей). Среди прочих сложнейших задач российским воинам-легионерам была поручена оборона «северных ворот» Парижа – Суассона, который отчаянно пытались взять немцы во время одного из самых последних своих наступлений. Нашим солдатам, от которых фактически отреклась родина, во многом обязан Париж своим спасением на исходе войны.

К моменту заключения Компьенского перемирия части Русского легиона дислоцировались на территории Германия. В ноябре их направили в город Вормс, который решением властей стран-победительниц был отведен русским легионерам для оккупации. Русские части вошли в этот городок на берегах Рейна торжественным маршем под развевающимся российским триколором.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру