У Дня народного единства 4 ноября нашлось чудотворное объяснение

На Руси это было церковное, а не гражданское торжество

Уже в двенадцатый раз отмечаем ноябрьскую красную дату календаря — День народного единства. И в двенадцатый раз возникает по такому случаю повод недоуменно пожать плечами: что за непонятный праздник, почему именно в этот день — четвертого одиннадцатого?

На Руси это было церковное, а не гражданское торжество
Изгнание поляков из Кремля. Художник Э.Лисснер.

Стратегическая причина появления ДНЕ понятна. Миллионы россиян старшего и среднего возраста уже привыкли за предыдущие десятилетия советской власти погулять-отдохнуть лишний денек в начале последнего месяца календарной осени по случаю очередной годовщины Великой Октябрьской. А потому даже после смены политических идеалов в стране показалось неправильным нарушать устоявшиеся традиции ноябрьских микроканикул. Оставалось только подыскать для новой красной даты подходящий повод. Он отыскался в итоге среди далеких событий Смутного времени.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года войска народного ополчения штурмом взяли укрепления московского Китай-города, где находились польско-литовские войска и поддерживающие их бояре-изменники. Однако до окончательной победы над врагом дело еще не дошло: за китайгородскими укреплениями высились грозные стены Кремля, где укрылось еще много «супостатов». Они лишь четыре дня спустя, после жарких баталий, сдали «сердце Москвы» ополченцам. А война и на том не завершилась. Вскоре к разоренному городу подошли войска польского короля Сигизмунда, отбить атаки которых и окончательно ликвидировать военную угрозу русской столице удалось лишь 27 ноября по старому стилю.

Справедливости ради надо отметить, что на протяжении столетий именно день 22 октября (4 ноября) был особо почитаем в стране. Начало традиции положил царь Алексей Михайлович, в 1649-м издавший указ, по которому «во всех городах, по вся годы» следует торжественно отмечать эту дату «в воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы государству русскому в годину лихолетья» — то есть в память о чудотворной Казанской иконе Божьей Матери, с которой русское ополчение под руководством Пожарского освободило Москву в 1612-м. Таким образом, для наших прадедов это было прежде всего церковное, а не гражданское торжество, ведь именно 22 октября (4 ноября) по православному календарю отмечается осенний праздник Казанской иконы Богородицы.

Как видим, в современной России решено наследовать завет «тишайшего» царя, впрочем, отодвинув на задний план христианский оттенок празднования (как-никак страна-то у нас многоконфессиональная!) и акцентировав внимание на его военно-исторической «начинке». Между тем, если уж учитывать важность случившихся поздней осенью 1612 года военных событий, столь же логично красной датой российского календаря можно было бы объявить и 8 ноября — день капитуляции интервентов в Кремле, и 10 декабря (27 ноября по старому стилю) — начало массового отступления польских войск от Москвы...

А вообще-то возникает резонный вопрос: зачем при выборе повода для праздника ограничиваться только лишь событиями 1612-го? Ведь были и другие годы, другие важные свершения.

Корреспондент «МК», пролистав исторические хроники, попытался определить, в честь каких еще достопримечательных событий из русской истории можно было бы назначить в начале ноября праздник.

Чтобы не слишком усложнять задачу, ограничимся ближайшим интервалом ноябрьских дней, примыкающих к ныне существующему и прежнему, коммунистическому, праздникам. — Скажем, с 1 по 12 ноября. Что же этакого происходило в эти дни у нас в России, в честь чего можно было бы объявить сейчас праздничный, нерабочий день?

Ассортимент в итоге оказался невелик.

2 ноября 1721 года государь Петр I принял титул Петра Великого, императора Всероссийского. Именно с этого дня огромная страна официально стала империей. (А что? Имперские амбиции — весьма серьезный рычаг в деле объединения разных народов, живущих в данном государстве!)

И опять тот же виновник торжества, а событие для России воистину эпохальное: 9 ноября 1719 года по указу Петра I введены «проезжие грамоты» — прообраз современных паспортов. (Фактически именно тогда стартовал многовековой процесс превращения безликой людской массы в сообщество конкретных граждан российского государства.)

Наконец, суперважное для будущей истории страны событие, произошедшее 11 ноября 1480 года. После длившегося много дней противостояния русских и монголо-татарских войск на реке Угре хан Большой Орды Ахмат приказал отступать. Так закончился двухвековой период татаро-монгольского ига на Руси. (Кто бы возражал, что это избавление от чужестранного гнета повлияло самым серьезным образом на развитие российского государства и единение населявших его людей?!)

Обнаружился в начале ноября и еще один столь же эпохальный (с учетом специфических многовековых пристрастий наших сограждан) день. Оказывается, 7.11 (по новому стилю) 1912 года открылся первый в России «приют для опьяневших» — другими словами, вытрезвитель. Серьезнейшее начинание в борьбе с зеленым змием за тела и души россиян — воистину «день надежды и скорби». Однако по понятным причинам включать его в перечень исторических событий для установления ДНЕ было бы контрпродуктивно.

Подытоживая, можно отметить: есть несколько достойных исторических поводов для назначения современного Дня народного единства. Тем не менее — с легкой руки царя Алексея Михайловича — предпочтение отдано 4 ноября. Так что с праздником, дорогие сограждане!

Между тем

Не так давно губернатор Калужской области Анатолий Артамонов выступил с предложением присвоить дню окончания великого стояния на Угре — 11 ноября — статус государственного праздника и назвать его Днем российской государственности. События, о которых идет речь, происходили в 1480 году именно на территории нынешней Калужской области.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27246 от 3 ноября 2016

Заголовок в газете: День народного единства: кто виноват?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру