От «ПС-1» до современной «автоматической» космонавтики

Россия ориентируется на практическую пользу космических технологий

Начиная с первого спутника, 60-летие запуска которого мир отметил только что, наша страна закрепила свое лидерство в исследованиях космоса автоматическими космическими аппаратами. У нас не одна «первопроходческая» миссия: это и «Луна-2» (1960 г., первый аппарат, достигший поверхности Луны), «Венера-3» (1965 г.) — первый межпланетный перелет, первая стыковка в автоматическом режиме (1969 г.), первый планетоход (1970 г.), «Венера-7» (1970 г.) — первая мягкая посадка на Венеру и первые исследования кометы Галлея «Вегой-1» и «Вегой-2» (1984–1986 г.), и много других «первых».

Россия ориентируется на практическую пользу космических технологий
«Союз-2.1а»/«Фрегат»/«Канопус- В-ИК». Пуск ракеты-носителя.

А чем в этой области Роскосмос занимается сегодня? За время, прошедшее с запуска первого искусственного спутника, безусловно, лидируя в пилотируемой космонавтике и расширив интерес к изучению Вселенной, Россия все больше ориентируется на практическую пользу технологий космоса. Акценты сместились. Здесь можно выделить три направления: дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), спутниковая навигация и связь. Без двух последних, кстати, просто нет современной жизни в информационных потоках. Есть и инновации, в первую очередь, масштабный проект Роскосмоса «Цифровая Земля».

«Цифровая Земля» реализуется компанией РКС, входящей в Госкорпорацию «Роскосмос». Цель — высокоточное покрытие спутниковыми снимками всей России, а в дальнейшем — и всей планеты. Срок реализации — 2020 год, то есть, по «космическим меркам», уже завтра. На базе комплексного геоинформационного решения и сплошного бесшовного покрытия будут работать тематические и аналитические сервисы, позволяющие анализировать состояние и изменения земной поверхности в интересах сельского и лесного хозяйства, недропользования, экологии, мониторинга промышленной и транспортной инфраструктуры, городского планирования, страхования и др.

В Роскосмосе подчеркивают: строиться и поддерживаться информационная основа будет преимущественно за счет данных отечественных спутников, поэтому от количественного и качественного состава российской группировки напрямую зависит востребованность и конкурентоспособность проекта. И здесь пора задать вопрос — а что будет летать в ближайшие годы на орбите?

Что касается ДЗЗ, сейчас Роскосмос создает сразу несколько новейших спутниковых систем. Новый оптико-электронный космический комплекс исследования природных ресурсов с космическими аппаратами «Ресурс-ПМ» — это аппараты, предназначенные для исследования месторождений полезных ископаемых (нефти, газа), контроля застройки территорий, мониторинга охранных зон и заповедников, инвентаризации лесных и сельских хозяйств, мониторинга окружающей среды и обновления топографических карт. Разрешение съемки составит 0,4 м.

Одновременно Роскосмос работает над созданием высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы, в которой будут космические аппараты «Арктика-М» для получения информации, анализа и прогноза погоды в региональном и глобальном масштабе. Эта система обеспечит мониторинг гелио- и геофизической обстановки в околоземном космическом пространстве, мониторинг климата и его глобальных изменений, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения и экологический контроль окружающей среды.

По оценкам метеорологов, «Арктика-М» серьезно повысит качество и достоверность прогнозов погоды, у этой системы нет аналогов в мире.

Еще Роскосмос готовит к работе космическую систему радиолокационного оперативного всепогодного круглосуточного наблюдения Земли «Кондор-ФКА» на базе космических аппаратов с радиолокатором S-диапазона. Создается и скоро уже будет внедрена космическая система радиолокационного оперативного всепогодного круглосуточного наблюдения Земли «Обзор-Р», оснащенная бортовой аппаратурой автоматизированной идентификационной системы, радиолокатором Х-диапазона. Для чего? Для картографирования, безопасности мореплавания, мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и информационного обеспечения поиска полезных ископаемых.

Таким образом, Роскосмос уверен, что к 2020 году, с учетом уже работающих изделий, в составе орбитальной группировки ДЗЗ будет работать не менее пятнадцати космических аппаратов. То есть, будут решены задачи не только «Цифровой Земли», но и многие другие.

А фундаментальные исследования? Здесь — продолжение более чем успешного проекта «Радиоастрон». Это радиотелескоп, установленный на космическом аппарате «Спектр-Р», работающий в электромагнитном спектре. К нему добавятся «Спектр-РГ», «Спектр-УФ» и «Спектр-М». И у каждого — своя специализация. «Спектр-РГ» — это исследования в рентгеновском излучении (запуск в 2018 году), «Спектр-УФ» — в ультрафиолетовом (запуск в 2022 году) и «Спектр-М» — в миллиметровом диапазоне волн (запуск после 2025 года). В районе 2025 года Роскосмос анонсировал еще и проект «Интергелиозонд» для исследований Солнца с близких расстояний. Луна, безусловно, тоже не останется без внимания. К ней полетят новые космические комплексы — «Луна-Глоб» (отработка технологий мягкой посадки, запуск в 2019 году), «Луна-Ресурс-1» (запуск на орбиту Луны в 2022 году) и «Луна-Ресурс-1ПА» (с посадочной станцией, запуск в 2023 году).

Серьезное внимание уделяется также космической биологии и медицине. Космический комплекс «Бион-М» со спускаемым аппаратом для доставки на Землю результатов научных экспериментов Роскосмос планирует запустить в 2022 году.

Так что Роскосмос — это далеко не только пилотируемая космонавтика и пусковые услуги (хотя и это уже немало), но и практические исследования, приносящие конкретный результат здесь и сейчас. И открытие нового, еще неизведанного — аппараты, необходимые для фундаментальных научных исследований.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру