«Задержан за продажу буханки хлеба»: опубликованы уникальные документы Великой Отечественной

Воевать добровольцами шли даже бомжи

Уже на протяжении нескольких лет в нашей стране 3 декабря отмечено как особый мемориальный день – День неизвестного солдата. На сей раз память миллионов советских воинов, погибших в Великой Отечественной и злой волею военной судьбы оставшихся в безымянных захоронениях, отмечается весьма необычной инициативой. Группа энтузиастов подготовила и выложила в интернет уникальную электронную книгу – сборник служебных документов одного из райвоенкоматов Москвы за период осени – начала зимы 1941 года, – то, самое страшное время, когда судьба столицы висела на волоске.

Воевать добровольцами шли даже бомжи

– Мы специально приурочили выход нашего электронного сборника к очередному Дню неизвестного солдата, – пояснил организатор акции историк-генеалог Виталий Семёнов. – Хотим обратить внимание на то, какие сокровища хранятся без реставрации и изучения в военкоматах России, и для этого опубликовали документы лишь из одной папки времен Великой Отечественной, которая находится ныне в одном из московских военкоматов. А таких папок по разным военкоматовским адресам в стране – нескольких тысяч!

В последнее время Министерство обороны опубликовало миллионы документов периода Второй мировой. Это «инициатива сверху». Но нам необходимо и развитие «инициатив снизу» – в том числе изучение документов военкоматов за 1939-1945 гг. на местах, работа с паспортами воинских захоронений...

В только что вышедший сборник включена служебная переписка Коминтерновского райвоенкомата Москвы, относящаяся к октябрю – декабрю 1941 года. По словам ее составителей, эта электронная книга отныне доступна в Интернете для распространения и использования. Она является не только историческим памятником, но и содержит некоторые очень интересные эпизоды со своим законченным сюжетом! Сборник впервые открывает внутреннюю жизнь московских военкоматов в самые напряженные месяцы зимы 1941 года. Кроме того кому-то, возможно, эти опубликованные документы помогут узнать новые эпизоды из жизни своих родственников – участников той военной страды: в сборнике есть упоминания о 700 персоналиях.

Как пояснил Виталий Семёнов, книга полностью создана специалистами-волонтерами, над ней работали энтузиасты из России, Украины и Латвии. «Одна из соавторов – Ирина Белецкая, учительница из Шахтёрска (ДНР) использовала любую свободную минуту для работы над книгой, работала по ночам.»

Корреспондент «МК», погрузившись в служебную переписку служащих одного из райвоенкоматов прифронтовой Москвы, обнаружил среди этих документов немало интересных фактов, открывающих практически неизвестные нам страницы того страшного военного времени.

«Военнообязанному тов. Яковлеву Федору Евсеевичу …нинский вокзал, г. Москва.

ПОВЕСТКА

Приказываю вам 22.12.1941 с. г. к 10.00 часам утра явиться для прохождения военно-учебного сбора по адресу: Неглинная ул., 14 – 1-ая часть

Администрация по месту Вашей работы (службы) обязана выдать зарплату полностью по день убытия на сбор и аванс в счет заработной платы за две недели вперед. При явке на сбор иметь с собой документы и вещи, указанные на обороте [повестки].

За неявку в указанный срок будете привлечены к ответственности по Уголовному кодексу.

Коминтерновский Райвоенкомат.

ОБЯЗАННОСТИ

При явке на военно-учебные сборы с собой иметь:

паспорт, военный билет и настоящую повестку; лица с …образованием, кроме того, должны иметь документы об образовании, члены и кандидаты ВКП(б) и ВЛКСМ – членские… кандидатские карточки;

две пары нательного белья (одна из них на себе) и… для собственных вещей;

…ложку, кружку, полотенце и, если есть, флягу, и … продукты питания на путь следования до части;

…если имеется годное к носке военное обмундирование …гимнастерка, брюки, шлем, поясной ремень) и сапоги;

…Другие вещи, ненужные в походе, брать с собой воспрещается.

Перед прибытием в часть вымыться и надеть чистое белье ...рядовому составу, кроме того, остричь [волосы]...»

«Военному комиссару Коминтерновского района гор. Москвы от Фёдорова Николая Михайловича, проживающего в Москве по М. Каретному переулку, д. 14, кв.5.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Я, Николай Фёдоров, вышел из Москвы с призывниками 9 ноября и отстал от них... Отстал я по следующим причинам: я получил повестку явиться на сборный пункт к 12 ч. дня 28 числа в 12 ч. этого же дня и, собравшись как можно быстрей, отправился на сборный пункт. На сборный пункт я явился в единственных у меня ботинках, причем надел шерстяные и бумажные носки. Когда прошел километров 20, сообщил своему взводному командиру, что я сильно натер ногу и почти не могу идти. По его совету я перевязал ногу, но нога не помещалась в ботинок. Идти быстро я не мог и поэтому начал отставать и через некоторое время совсем отстал и вернулся в Москву, где через 10 дней явился в военкомат, когда зажили ноги и прошла ангина. Н. Фёдоров.»

«НКВД Московской области Коминтерновское отделение …декабря 1941 г.

Куда: Военному комиссару Коминтерновского РВК полковнику т. Алексееву

ОУР Коминтерновского РО НКВД г. Москвы направляет Вам допризывника 1923 г. р. гражданина Смирнова Ивана Федоровича, который прибыл с места заключения и прописался 4.12.41 по Петровке ул., д.30, кв.8. 11.12.41 прошел мед. комиссию при Коминтерновском РВК г. Москвы, признан годным к несению военной службы. Направляется в Ваше распоряжение согласно договоренности.

Подписал: Нач. ОУР Коминтерновского р-на л-т милиции Кочкин.»

Вот такие молниеносные перемены в жизни человека. Освободился из ГУЛАГовской неволи, вернулся в родной город, а уже через неделю получил повестку из военкомата.

В сборнике можно обнаружить целый комплект документов, посвященных «предармейским» похождениям одного из призывников.

«20 ноября 1941 года в ресторане гостиницы «Москва», сотрудником ОУР был задержан Крестинин Иван Фёдорович, 1909 г. р., заподозренный в уклонении от мобилизации в ряды Красной Армии. Произведенным расследованием установлено, что Крестинин И. Ф. устроился на работу в Наркомстрой шофером, откуда он затем был послан на ту же работу в Эстонскую ССР. Там работал до 3.07.41, а потом в виду военных действий с Германией, он оттуда выбыл и прибыл 14 июля в г. Москву. По прибытии в Москву он немедленно явился в свой Наркомат, который в срочном порядке его направил на работу в г. Подольск в строительно-монтажный трест №9. Из Подольска, вместе с другими шоферами в количестве 40 человек с грузовыми машинами он направлен был в г. Валдай Ленинградской обл. на укреп-строительство Северно-Западного фронта, где и работал шофером по 13 ноября 1941 г., уволен был за невыполнение распоряжения администрации строительства. На военном учете он не состоял, вследствие того, что на укрепстроительстве военно-учетного стола не было...»

«Предъявитель сего работник 2-го района 1-го Полевого Строительства Северо-Западного Управления ГУОБР НКВД СССР тов. Крестинин Иван Фёдорович направляется по месту прежней работы в г. Подольск за пьянство и невыполнение распоряжений. Работал на Строительстве с 26.07.41 по 13.11.41.

Подписал: Начальник 2-го района 1-го Полевого Строительства Северо-Западного Управления ГУОБР НКВД СССР Хайтович.»

«ПОСТАНОВЛЕНИЕ

1941 года, ноября 22 дня ст. оперуполномоченный Отделения уголовного розыска г. Москвы – лейтенант милиции Давыдов, рассмотрев следственный материал о задержании Крестинина Ивана Фёдоровича, нашел:

ноября 1941 г., уволен был за невыполнение распоряжения администрации строительства... В Москву приехал 20.11.1941, где и был на следующий день задержан.

На основании изложенного и принимая во внимание, что Крестинин И. Ф. не состоял на военном учете по независящим от него обстоятельствам, постановил:

Крестинина И. Ф., 1909 г. р., освободить. Материал о задержании его производством прекратить...

Крестинина Ивана Фёдоровича направить в Коминтерновский РВК для зачисления в воинскую часть.

Подписал: ст. оперуполномоченный 30 отделения уголовного розыска Давыдов.»

«Увольнительное удостоверение.

Выдано военнообязанному Крестинину Ивану Фёдоровичу, 1909 года рождения, в том, что он отпущен в г.Спас-Клепики Рязанской области до 10 часов утра 27 ноября 1941 года для устройства домашних дел.

В 10 часов 27 ноября 1941 года Крестинин И.Ф. обязан явиться в Коминтерновский Райвоенкомат гор.Москвы для призыва в РККА.

Комиссариат Внутренних дел НКВД по г. Москве Городского Управления Милиции. Отделение милиции …декабря 1941 г.»

Какие зигзаги судьбы! Проштрафившегося по причине любви к выпивке и высланного за это со спец-строительства работягу сперва отловили в одном из лучших ресторанов прифронтовой Москвы, «забрили» в армию, а вслед за этим вдруг проявили к нему снисхождение и перед отсылкой на фронт разрешили съездить в соседнюю область к родственникам!

«Телефонограмма А 1/2012 Райвоенкомат г. Москвы.

...Подберите к 19.00 21.12.41 и направьте в распоряжение редактора газеты «За честь Родины» одного наборщика по адресу: Бригадирский пер. Академии Химзащиты РКК, 4 корпус. Работников типографии «Правда» не призывать.

Подписал: МГВК Полковник Черных. Передал Лысенков...»

«Именной список 21.12.1941 г. на отправленную команду Коминтерновским РВК в распоряжение ответственного редактора газеты «За честь Родины» по адресу: Бригадирский пер., д. 13, Академии Химзащиты РКК, 4-й корпус. Рядовой, беспартийный Киселёв Фёдор Иванович 1909 г. р....

Обязуюсь явиться по назначению к 8.30 утра 22 декабря 1941 года. Подпись.»

«Комиссариат Внутренних дел НКВД по г. Москве Городского Управления Милиции. Отделение милиции …декабря 1941 г.

Куда: Начальнику 1 части Коминтерновского РВК.

ОУР Коминтерновского РО УНКВД г. Москвы препровождает задержанного Огонькова Андрея Семеновича, 1898 г. р., каковой в г. Москве не имеет определенного места жительства, средств к существованию не имеет, физически здоров, каковой изъявил желание добровольно пойти на фронт, т. е. в Действующую Красную Армию, а поэтому задержанного Огонькова направляем в Ваше распоряжение для отправки на фронт.»

Так допекла столичного бомжа его неустроенная жизнь, что предпочел добровольно отправиться на войну, – там хоть одевают и кормят!

«НКВД CCCР. Управление НКВД по МО. Управление рабоче-крестьянской милиции Москвы …декабря 1941 г. №6/6

Куда: В Коминтерновский РВК г. Москвы Неглинная ул., д.14.

При этом следует в Ваше распоряжение Лавренов Иван Михайлович, 1917 г. р., задержанный за продажу по спекулятивной цене 1 буханки хлеба. Лавренов ранее работал на оборонном заводе, уволен по эвакуации завода и подлежит мобилизации в РККА.

Зам. Нач. ОБХСС лейтенант милиции Торопин.»

Как удалось выяснить поисковикам, в армии «несостоявшийся спекулянт» И. М. Лавренов стал связистом. В 1943 году он был награжден медалью «За отвагу». В представлении к награде сказано: «Под арт-минометным огнем противника Лавренов исправил 15 разрывов телефонного кабеля, работал вблизи разорвавшихся снарядов, был дважды засыпан землей, но работы не бросил до восстановления линии связи.»

«Нач. сборного пункта № 3 МГВК

Согласно дополнительно полученных разъяснений МГВК направляется в распоряжение военнообязанный Абрамов А. И. …С 25 октября по 18 декабря 1941 года военнообязанный Абрамов А. И. находился на территории, занятой немцами. В настоящее время Абрамов подлежит призыву, в связи с чем просим его проверить.

Начальник 1-й части Интендант 2 ранга Шпунтов...»

«Метрополитен, депо «Сокол». 25 декабря 1941.

Начальнику Ногинского РВК. Депо «Сокол» Метрополитена им. Л. М. Кагановича ходатайствует об освобождении от призыва тов. Губарь Антона Степановича, работающего в должности обрубщика в литейном цехе, выполняющим заказ оборонного значения. Удостоверение об его освобождении будет представлено.

Нач. депо «Сокол» Подпись: Семиошин.»

Среди опубликованных в сборнике документов корреспондент «МК» обнаружил даже информацию о своем однофамильце.

«Военкому Коминтерновского РВК г. Москвы Неглинная, 14. Направляю задержанного Добровольского Владимира Александровича, 1923 г. р., заявившего, что он был призван Вашим райвоенкоматом. Перед отправкой команды, якобы, ему было разрешено отлучиться на донорский пункт для переливания крови, но по возвращении, команда уже была отправлена числа 6.12 или 7.12.1941 г. Райвоенкоматом он был направлен самостоятельно догонять свою команду. Имеет при себе квитанцию приема паспорта, но никем не подписанную, и справку о явке на донорский пункт. Таковые прилагаю.

Военный комендант Первомайского района г. Москвы – Батальонный комиссар Мухин.»

– В следующий раз, когда вы услышите от кого-то: «ничего не сохранилось, вы знаете, какие годы были!», – не верьте, – обращаются к читателям создатели сборника. – Многое было уничтожено уже после войны. А многое только начинают исследовать. Цель этого проекта показать, какого уровня документы до сих пор хранятся в военных комиссариатах и пока не доступны для полноценного исследования и реставрации. С 2012 года ситуацию удалось сдвинуть с места: сейчас в большинстве московских военных комиссариатов полностью отсканированы похоронки и документы, фиксировавшие гибель людей. Они уже доступны в базе данных ОБД-Мемориал. Однако весь прочий массив документов так и остался пока неисследованным.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27560 от 1 декабря 2017

Заголовок в газете: Из бомжей — в солдаты

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру