Не трындеж, а самопрезентация: модно ли материться в соцсетях

Если в 2012-м это делал каждый пятый, то в 2016-м — лишь каждый двадцатый

Последние исследования Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ свидетельствуют: расхожие сетования старших поколений на страшную «порчу» языка молодежи в соцсетях больше не соответствуют действительности. На самом деле за последние пять лет общение в виртуальной реальности стало более культурным: интернет-тексты заметно усложняются, а выход в соцсети все чаще используется не для пустого трындежа, а для самопрезентаций. При этом нецензурной лексики в соцсетях подростков стало заметно меньше: если в 2012 году ее допускал каждый пятый, то в 2016-м — лишь каждый 20-й!

Если в 2012-м это делал каждый пятый, то в 2016-м — лишь каждый двадцатый
Портрет писателя Владимира Ивановича Даля, автора "Толкового словаря живого великорусского языка". Автор В. Перов.

За последние годы обеспокоенность родителей и учителей негативным влиянием соцсетей на развитие подростков, вплоть до якобы их прямой «языковой деградации» стала, что называется, общим местом. Однако недавний анализ публичных постов почти 1 млн школьников и выпускников школ Санкт-Петербурга в одной из самых популярных соцсетей за 9 лет (тексты ботов, репосты, ссылки и хэштеги не учитывались) показал, что это не так.

- Если в 2012 году нецензурные слова употреблял каждый пятый юноша в возрасте 20 лет (в этом «срезе» мат оказался наиболее популярен), то в 2016-м – каждый двадцатый,- с некоторым изумлением, хотя и радостным, сообщили «МК» о результатах проведенной научной работы в Центре исследований современного детства.

Автор исследования, научный сотрудник центра Иван Смирнов объясняет выявленный феномен таким образом:

- Вероятно, меньшее количество мата связано с тем, что социальные сети становятся не столько пространством личного общения и свободного самовыражения, сколько – площадкой публичной самопрезентации.

Однако не исключено и другое объяснение, дополнила «МК» складывающуюся картинку руководитель центра Катерина Поливанова:

- Один из возможных вариантов состоит в том, что ненормативная лексика, вырвавшаяся на волю в 1990-е годы и фактически превратившаяся для общества в нормативную, как функция эпатажа стала для молодежи менее интересной. Ну а то, что это явление перестало быть модным и значимым, и привело к количественному усыханию этого вида лексики в соцсети.

Впрочем, на этом приятные сюрпризы не закончились. Одновременно исследования центра показали общее повышение культуры речи молодежи в социальной сети. Так, например, исследователями обнаружено, что сложность текстов публикуемых постов за последнее время заметно возросла. А это означает, что «представление о социальных медиа как пространстве деструктивной активности и антиподу школы и любой воспитательной работы устарело»,- подчеркивают ученые.

- Если социальные медиа действительно приводят к деградации молодого поколения, то мы должны были обнаружить деградацию постов исследованных соцсетей за девять лет. Но этого не выявлено, – настаивает Иван Смирнов.

- Возможно,- не исключает также Поливанова,- что как за сокращением объемов ненормативной лексики в соцсетях, так и за ростом сложности текстов лежит начавшееся изменение социальной роли социальных сетей.

- Скорее, правильнее говорить о том, что соцсети отражают интеллектуальное развитие. Мы не можем достоверно определить соцсети как «союзников» школы, но они, пожалуй, и не источник проблемы, – подытожил научный руководитель Института образования Исак Фрумин.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру