Черный список авиадебоширов оценил эксперт

«Два раза один и тот же человек не попадается»

25.09.2018 в 20:07, просмотров: 2061

«Аэрофлот» внес в черный список первых трех авиадебоширов. Этот случай — первый после принятия соответствующих поправок в действующем законодательстве. «МК» попросил прокомментировать новую практику известного авиаэксперта.

Черный список авиадебоширов оценил эксперт
фото: pixabay.com

Внесение в черный список означает, что целый год нарушители не смогут воспользоваться услугами авиакомпании. Как сообщил гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, двое пассажиров устроили дебош на рейсе Москва – Алма-Ата, и в их отношении уже принято решение об административном наказании. Третий провинившийся и вовсе попал под уголовную статью о хулиганстве — мужчина дебоширил в самолете и оскорблял членов экипажа. Несмотря на то, что степень ответственности пассажиров разнятся, со стороны авиакомпании наказание для них одно — внесение в черный список на год. О том, справедливы ли такие меры и имеет ли смысл наказание длиной всего в один год, «МК» рассказал авиаэксперт Роман Гусаров.

- Сам факт того, что это произошло и первые авиадебоширы понесли наказание, уже внушает оптимизм, - считает Роман. - Здесь, конечно, вопрос не злорадства. Радует то, что летать мы будем безопаснее. Не важно, насколько сильно и жестоко наказали людей — одна информация о том, что за дебош человек может быть наказан, является сильным сдерживающим фактом. Ведь рецидивов неадекватного поведения в самолете практически не бывает. Дебошир чаще всего дебоширит раз в жизни. Во всяком случае, когда его ловят и составляют протокол.

Если посмотреть историю, можно увидеть: два раза один и тот же человек практически не попадается. Но из-за прошлой безнаказанности дебош превратился в массовое явление. Потому что наказание чаще всего заканчивалось штрафом в тысячу рублей. Сегодня законодатель пошел на ужесточение и разрешил черные списки. Совсем недавно этого мы даже представить себе не могли. Может, такая мера и компромиссная и не очень жестокая - всего год отлучения от полетов в конкретной авиакомпании. Но авиакомпании не могут выйти за рамки закона: если бы законодатель дал возможность продлить срок нахождения в черном списке, допустим, на пять лет, авиакомпании бы так и поступили. Важно здесь не получить удовлетворение от внесения человека в список, а показать остальным потенциальным нарушителям, что теперь уже есть реальные законные инструменты наказания и наказание это будет неотвратимым. Сам по себе этот факт, я верю в это, существенно снизит количества подобных инцидентов на борту наших авиакомпаний.

- Существовала ли практика наказания нарушителей до этого?

- Дебоширов у нас наказывали и раньше, но как наказывали. Правоприменение было очень сложным, и авиакомпании не имели возможности самостоятельно наказывать дебоширов. Это делали только правоохранительные органы. Для этого нарушитель должен был не просто оскорбить стюардессу, выругаться матом — наказание применялось только в том случае, если человек, допустим, нанес кому-то телесные травмы, чему есть свидетели и так далее. Как, к примеру, в случае с Кабаловым. Мужчина рвался в кабину пилота, бил бортпроводника, кричал, что он сотрудник спецслужб. В итоге он получил реальный уголовный срок и отсидел его, как положено по закону. Сложность правоприменения по-прежнему остается.

Сейчас наши законотворцы почему-то заговорили о запрете фото- и видеосъемки на борту самолета. А как же потом мы будем доказывать дебош без видеофиксации? Хорошо, что в случае с Кабаловым был широкий резонанс и много роликов. А что нам делать, если таких подтверждений нет? Получается, что одной рукой законодатель помогает бороться с подобными явлениями, а другой мешает. Может, потому что некоторые из них сами не всегда ведут себя прилично в самолетах. В любом случае, до этого наказать и потребовать какую-то компенсацию с нарушителя было сложно. У нас ведь как: чуть что, сразу человек инвалид-пенсионер и взять с него нечего. А сейчас есть такая дополнительная мера, как черные списки.

Но, к слову, если дебошир попал в список — это вовсе не значит, что в течение года он не сможет летать. Если есть справка о болезни, о сопровождении больного и еще целый ряд исключений, авиакомпания будет обязана продать билет. Так что да, наказание не слишком суровое. Но для тех, кто не хочет терять год, возможность слетать в отпуск, - это будет неплохим сдерживающим фактором.

- Планируется ли создание общего списка дебоширов или нарушители не смогут летать только рейсами определенной авиакомпании?

- Насколько я понимаю, в законе это четко прописано не было. Но заявления о том, что будет создан некий общий реестр были. Поскольку сейчас с внесением в черный список мы сталкиваемся впервые, мы еще не знаем всей процедуры, правоприменительная практика в этой области еще только формируется. Но я полагаю, что правильнее было бы ввести общие списки. Авиакомпаний много, очень высок уровень конкуренции и, если каждая авиакомпания будет иметь свой индивидуальный черный список, такое наказание в принципе потеряет смысл.