Мы уже боимся из подъезда выходить, - жалуется одна из местных жительниц. - На велосипеде каталась — за мной сразу несколько штук погналось. Сегодня на Октябрьском целая стая начала гавкать на школьницу, обступили ее, пытались бросаться. Девочка испугалась, закричала, как-то отбилась. Это ей еще повезло — сколько покусанных у нас уже — не перечесть. Среди них и дети, и старики. Заявления пишем пачками, но пока ситуация так и не изменилась. Дворняги просто атаковали наш город. Оккупировали остановки, дворы домов. Если ситуация не изменится, начнем задумываться о переезде.
Возле рынка тоже целая стая собак, - рассказывает другая женщина. - Там ходят школьники, мамочки с маленькими детьми, на меня с дочками не раз кидались. И мне плевать на мнение зоозащитников: если ещё раз моя дочь придёт со школы со слезами от испуга, я лично всю эту стаю ночью накормлю «вкусной кашей»!
Я считаю, что вся вина в происходящем на нашей администрации, - предполагает горожанин. - Раньше у нас собак отлавливали, стерелизовали и выпускали обратно на улицу, но на самом деле не стерелизовали, а просто делали вид. Вот они и расплодились. Да может и не расплодились бы так, если бы жрать было нечего, а у нас весь город — сплошная мусорка. Везде свалки, за ними никто нормально не следит, никто ничего не вывозит, вот псы там и живут. В тепле, уюте и довольстве. А как нажрутся — ходят и детей наших кусают.
К слову, местные зоозащитники также не видят в происходящем вины соседнего Ростова. По мнению организатора общества помощи бездомным животным «Лучик Надежды» Елены Кублицкой, животные расплодились из-за недобросовестного подрядчика, занимавшегося отловами в городе.
Был у нас такой Черневский. Сейчас контракт с ним уже расторгли из-за того, что он недобросовестно подходил к выполнению своих обязанностей. Мы находили много сук, у которых были шрамы от операций, подразумевающие стерилизацию. Так вот находили мы их беременными. Причем раны эти гноились, были не обработаны. Что с кабелями не знаю, это отследить уже сложнее. Многие животные агрессивные, потому что содержались в ужасных условиях. Сейчас отловом занимается новая фирма, насколько качественно и корректно они будут подходить к выполнению своих обязанностей, пока не известно, но в любом случае этого не достаточно — меньше собак практически не становится. Про теорию с Ростовом я слышу впервые и, честно говоря, звучит она не особенно правдоподобно. Причина увеличения численности собак в нашем бывшем подрядчике отлова. Они не отлавливали то количество животных, на которое был заключен договор. К тому же, как говорят, могли пользоваться запрещенным препаратом для усыпления собак — из-за чего дворняги умирали в страшных муках.
Помочь разобраться в этой ситуации мы попросили сотрудника администрации Новочеркасска. По его словам, отловы проводятся регулярно — в департаменте ЖКХ и благоустройства отслеживают каждое обращение жителей города, но в связи с изменившимся законодательством, отчистить улицы от бродяг будет непросто.
К сожалению, теперь мы не имеем права их усыплять, - пожаловались в администрации. - Мы должны собак стерилизовать, вакцинировать и гуманно к ним относиться. Поэтому сейчас это очень длительный процесс. Мы не имеем права сразу их усыплять, нужно сначала отлавливать. Отлавливаем по заявкам, по описанию каждой собаки — длинношерстная, короткошерстная, рыжая, с пятнами и так далее. Люди очень возмущаются, но это не наша прихоть, а условия контракта. Так много, как в этом году их действительно никогда не было. Мое предположение, что происходит это из-за того, что мы расторгли договор с нашим бывшим специалистом по отловам и не заплатили ему за недобросовестное выполнение условий контракта. Люди, которые нам звонят, жалуются, что в одном месте появляется сразу много собак, так что, возможно, кто-то их просто туда привозит, выкидывает... Есть еще и чипированные собаки, которых тоже видят жители нашего города. До 2017 года было такое условие, что мы вакцинируем, чипируем, стерилизуем собак и выпускаем их в прежнюю среду обитания. Где поймал собаку — туда и возвращай. Начало происходить то, что продолжается и сейчас — дворняги стали бросаться на людей. Теперь мы их уже не выпускаем, а содержим в приютах. К сожалению, в нашем городе нет муниципального приюта — у нас они работают только за деньги, так что содержим мы их за бюджетные средства. После того, как собака попадает в приют, ее пытаются пристроить. Практически всех животных, которых отловили за этот год, пристроили — кто на предприятия, на огороды их берет как охранников, кто еще куда. Особенно агрессивных, больных по показанию ветврача уже имеем право усыплять.
Категоричное отношение сотрудника к бездомным животным и даже возмущение тому, что огульно усыплять их запретили, может показаться странным. Но, как выяснилось, мужчина сам живет в одном из районов оккупированных дворнягами и боится за свою жизнь и здоровье не меньше остальных горожан.
- У меня там ходит ребенок гулять, ходит жена. Они так же на нас набрасываются, огрызаются. Так что всех жителей, которые звонят, пишут и возмущаются, я прекрасно понимаю. Но понимаю я еще и то, что проблема должна решаться не на нашем уровне, ведь действовать мы имеем право только законными методами.