Как сложилась жизнь у победителей всероссийских олимпиад

"В Google я работать не захотел"

26.10.2018 в 19:17, просмотров: 12840

Победа во всероссийской или международной школьной олимпиаде — это как счастливый билет в будущее. Потому что победители таких олимпиад вне конкурса поступают в лучшие вузы. Или как поцелуй создателя. Потому что для того, чтобы стать лауреатом такой олимпиады, не достаточно лишь усиленной подготовки, сколь скрупулезной она бы ни была, — нужно также иметь особенные способности и талант. Мы решили узнать — кто становится победителями и как складываются судьбы бывших олимпиадников в дальнейшем? И можно ли действительно назвать их баловнями судьбы?

Как сложилась жизнь у победителей всероссийских олимпиад
Кирилл Суховерков в лаборатории города Перта (западная Австралия) ведет научные исследования.

Колорит 90-х: «Программы на олимпиаде по информатике мы писали на листочках»

Лев Евдокимов — дипломант Всероссийских олимпиад по математике, информатике и астрономии 1993–1995 годов. А на Всероссийской олимпиаде по информатике в 1995 году завоевал диплом I степени.

Его папа — моряк, мама — инженер и фотограф. Вначале Лев учился в обычной питерской школе, но когда обнаружился талант к точным наукам, мальчика хотели перевести в физико-математическую. Однако школа была переполнена — поступить тогда не удалось. Зато Льва взяли в известный в Санкт-Петербурге математический кружок в городском Дворце пионеров.

— В то время главное были не деньги, а блат. Блата у нашей семьи не было, мы не из питерской интеллигенции. Отец вообще из деревни. Поэтому в хорошую школу поступить сразу не получилось. Но спустя 2 года занятий в математическом кружке меня рекомендовали в даже еще более престижное заведение — Президентский лицей №239. Но так как в кружке изначально я занимался с ребятами старше меня на год, и учиться, соответственно, хотел с ними в одном классе, мне пришлось сдать экстерном экзамены на год вперед в своей прошлой школе. Так, в 12 лет я оказался в 8-м классе. Я ездил в лицей с окраины на трамвае через весь город.

Лев Евдокимов — дипломант олимпиад по математике, информатике и астрономии.

По словам Льва, между математикой и информатикой с астрономией была огромная разница. По математике в Санкт-Петербурге существуют очень сильные кружки, и в команду на Всероссийскую олимпиаду был жесткий отбор, в который «со стороны» было практически не попасть. А вот по информатике и астрономии в те годы можно пройти в команду практически с улицы, просто показав свой талант.

— Я хорошо помню, как приемам решения задач по информатике я учился, читая листочки с решениями теоретического тура, которые вывешивали после его окончания. Я очень удивлялся, почему другие не смотрят их — ведь эти ответы нужно было применить в следующем практическом туре. Никаких интернетов тогда и в помине не было. В теоретическом туре мы писали программы на листочках, а вот практику показывали уже на компьютерах. Начало 90-х было, мне кажется, очень честным в истории олимпиад, когда люди чувствовали себя свободными и оценивали друг друга непредвзято.

После окончания лицея Лев Евдокимов поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на математико-механический факультет. Как дипломанта Всероссийской олимпиады туда его приняли без вступительных экзаменов. С 5-го курса и по сей день он работает в приборостроительной компании и применяет математические алгоритмы на практике. Руководит отделом тестирования систем контроля скорости парковки автомобилей.

В свободное время 39-летний петербуржец активно участвует в городском квесте «Бегущий город». Суть этого соревнования — быстро и любым способом найти городские объекты, заданные организаторами.

Сын Льва очень похож на него, у мальчика широкий кругозор, но будет ли он изучать в дальнейшем точные науки, как папа, пока не определился. А вот на собственную жизнь у Льва есть определенные планы.

— Меня увлекает все, что связано с картографией, может, жаль, что в эту область я не попал. А на старости лет неплохо бы получить второе образование в области архитектуры, но, к сожалению, сейчас на это не хватает времени.

Олимпиадники по-прежнему уезжают из России...

Город Перт находится в Западной Австралии, на берегу Индийского океана. Перт получил известность как «город огней» — все жители включили освещение в момент пролета над ними космического корабля в 1962 году.

Здесь в местном университете учится наш соотечественник Кирилл Суховерков.

…2010 год для барнаульского школьника стал триумфальным — Кирилл победил на Всероссийской олимпиаде по химии в Казани, взял «золото» на Международной Менделеевской олимпиаде в Баку и «серебро» на Международной олимпиаде по химии в Токио.

Еще в седьмом классе он начал участвовать в олимпиадах. Это забирало так много времени, что пришлось перейти на экстернат. Победителя Всероссийской олимпиады без экзаменов взяли на химический факультет МГУ им. Ломоносова. Вуз он окончил с красным дипломом в 2015 году. А после этого поступил в аспирантуру австралийского университета.

— В университете Западной Австралии я нашел группу профессора Джошуа Милна и присоединился к ней, — вспоминает Кирилл. — Задача нашей группы — поиск новых механизмов действия гербицидов. Проще говоря, мы пытаемся контролировать рост сорняков, которые не поддаются воздействию современных пестицидов. Наши разработки помогают фермерам и сельскохозяйственным компаниям. У меня в этом деле чисто научный интерес, как к сложной проблеме на стыке молекулярной биологии, генетики и химии.

Эта тема привлекла молодого ученого и тем, что, в отличие от, например, разработки лекарств, практический результат опытов с пестицидами виден уже через короткое время.

— Пару недель назад мой гербицид взяли на полевые испытания, так что скоро узнаю, как он работает в реальной жизни, — с воодушевлением рассказывает Кирилл. — Испытания проходят на ферме друга нашего профессора. А группа у нас классная. Например, биоинформатикой занимается 57-летний аспирант. Да, не удивляйтесь почтенному возрасту. Он сделал карьеру в IT-сфере, а вот сейчас реализует свою юношескую мечту стать ученым и для этого поступил в аспирантуру. В нашем университете много выходцев из Британии, Германии и США среди профессуры. Про местных могу сказать, что всего 14% австралийцев имеют степень бакалавра, а аспирантов — и того меньше.

По мнению Кирилла, в Австралии очень комфортная жизнь. Действительно, в 2012 году журнал «The Economist» поставил город Перт в своем исследовании на 9-е место самых удобных для жизни городов мира. Стипендии, которую молодой ученый получает от австралийского правительства, ему хватает, чтобы снимать комнату около университета, хорошо одеваться и питаться, делать накопления, а также он бы мог содержать автомобиль, если бы таковой имелся.

— В чем разница между нашим и западным образованием?

— Первое отличие от России, которое бросается в глаза, — это то, что здесь поощряется самостоятельность, а научный руководитель — это просто советчик. Я должен сам ставить научные цели и выполнять их. Поэтому никто не следит за тем, сколько ты времени проводишь в лаборатории. Мой руководитель всегда говорит: «Вы аспиранты, а не лаборанты». Здесь наука финансируется хорошо, и закупки реагентов и оборудования для исследований дешевле 200 долларов даже не согласовываются с руководством — достаточно простого уведомления. Все процедуры по закупкам берут на себя администраторы вуза, а не аспиранты или исследователи.

Ученые на Западе не боятся заявлять о себе и популяризировать исследования: контакт с журналистами — обыденность; красиво оформленный, содержательный и регулярно обновляемый сайт — правило.

Но если сравнивать с обучением в России, то могу сказать, что базовая подготовка (бакалавр, специалист) у нас посильнее, особенно по физике и математике. Однако наше образование не дает достаточно практических навыков, а западное — несколько страдает от недостатка системности.

— Как обычно развивается дальнейшая карьера ученых в Австралии?

— После получения степени PhD — это первая ступень в карьере — человек примыкает к какой-либо научной группе и занимается самостоятельными исследованиями, а также руководит аспирантами, дипломниками и магистрами. При этом поощряется работа в любом другом университете для получения опыта.

Через 5–10 лет работы в этой позиции можно претендовать на получение следующей — Senior Lecturer. Для этого нужно проявить себя как педагога и организатора. Тут уже прилагаются подъемные, чтобы основать собственную научную группу. Например, для одного проекта мои коллеги получали по $50 000 в год в течение четырех лет. Примерно еще через 5 лет вы переходите на следующую ступень — Associate Professor. Высший ранг, Professor, присваивается тем, кто проявил себя не только как успешный ученый и педагог, но и внес общепризнанный вклад в развитие целого научного направления. В Австралии минимальная зарплата для Senior Lecturer составляет от $92 000 в год и может доходить до $175 000 в год для Associate Professor.

По словам Кирилла, для него главное — это продвигаться в профессии и видеть результат своего труда. Чтобы заниматься наукой, нужно выкладываться на сто процентов.

— Я бы хотел продолжить работать в науке, так как в ней есть свобода выбора направлений исследований, режима работы и университетская атмосфера. Впрочем, если я найду интересную работу в какой-либо компании — то тоже рассмотрю предложение. Думаю, что останусь работать за границей: в этом или другом университете, сказать пока сложно.

«Девушкам не нравились ошибки, и я подтянул русский»

Федор Ивлев, серебряный призер Международной школьной олимпиады по математике 2010 года, родился в городе Троицке. После окончания школы Федор поступил в МГУ на механико-математический факультет. И сразу же начал там придумывать задания для олимпиад, участвовать в кружках и студенческих олимпиадах.

— Во время учебы в МГУ было много интересного. Как-то я ездил в математическую школу в Лион. В то время там гремел математик Джон Конвей. Я, мальчишка, набрался мужества, подошел к нему и задал вопрос. Он долго мне объяснял, как он придумал новую структуру в математике, разбирал вопросы на грани математики и философии. Видно было, что Джон Конвей с нестандартным мышлением, человек «с приколом».

Федор Ивлев сейчас преподает математику детям и взрослым.

Сейчас Федор Ивлев работает преподавателем геометрии сразу в трех школах Москвы — №1329, №1589 и в лицее «Воробьевы горы». А также ведет математические тренинги для взрослых.

— Ко мне приходят люди, у которых нет больших математических способностей. Но им важна математика в повседневной жизни. Например, обращаются руководители различных компаний, которые понимают, что их знаний для управления уже не хватает. Среди моих учеников есть маркетологи, представители индустрии красоты, бизнесмены, биологи, а как-то даже пришла бабушка, мол, хочет позаниматься математикой, чтобы «разработать мозги». Но надо сказать, школьники и молодежь в математике все-таки продвинуты больше, чем взрослые люди.

Опыт участия Федора в олимпиадах не только дал отличный старт его карьере и научил побеждать, но также помог в личной жизни.

— В детстве я поменял несколько школ и даже учился в гуманитарном классе, где мне ставили слабенькую «троечку» по русскому. Когда я подрос и начал строить отношения с девушками, некоторым из них не нравилось, что я писал им сообщения с ошибками, и я выучил, как расставлять запятые. Потом я освоил английский, который потребовался, чтобы изъясняться на международных научных конференциях. Математика научила меня ставить четкие цели — с таким навыком можно изучить все, что захочешь.

Федор пока не женат, и детей у него нет. Но когда они появятся, он бы хотел, чтобы они занимались тем, что им бы по-настоящему нравилось.

— Сейчас все роботизируется, и скоро люди, которые недостаточно компетентны в своей области, просто будут не нужны, все будут выполнять машины. А вот хорошие специалисты в любом деле и в будущем всегда найдут себе работу. Моя мечта — создать по всему миру сеть математических школ, которые бы помогали людям не только изучать математику, но и решать социальные задачи на основе точных наук. Например, как договориться с мужем, коллегами, как эффективнее построить бизнес, как получить прибавку к зарплате и многое другое.

— Не хотите ли уехать за границу работать, ведь там больше возможностей?

— Не до конца понимаю, почему там больше возможностей? Где-то больше, а где-то нет. Наверное, если я пойму, что там для меня будет лучше в той сфере, которая мне интересна, тогда поеду.

«Хотелось бы, чтобы мое изобретение назвали моим именем»

— В седьмом классе меня отправили в летнюю компьютерную школу. У меня просто голова шла кругом: вокруг куча людей, увлеченных программированием, по-настоящему интересные преподаватели... Я остался на 21 день без родителей, но не тосковал, а когда они мне звонили, я им отвечал: «Не отвлекайте, я сейчас очень занят». Эта школа, пожалуй, стала самым ярким воспоминанием моей олимпиадной карьеры, — улыбается золотой медалист Международной олимпиады по информатике 2012 года Максим Ахмедов.

Максим Ахмедов работает в крупной российской компании.

Перед нашим интервью он только что прилетел из Барселоны. Преподавал там информатику у студентов — участников международных сборов по программированию. Время расписано по минутам, но заехать в редакцию все же успел.

— Никогда не был у вас. Очень интересно.

...Максим родился и вырос в Москве, с детства посещал математические кружки и учился в специализированных классах. Дедушка Максима, страстный любитель шахмат, пытался заинтересовать ими и внука, но как-то не пошло. Главным увлечением и страстью Максима стала информатика. Первую программу, которую создал юный пятиклассник, сегодня он вспоминает с умилением.

— Это была такая тучка, из которой лил дождь, и она ездила по экрану вправо и влево. Мне стоило больших трудов создать этот объект. Сейчас, когда я работаю с большими данными, это кажется ерундой, но тогда было настоящим прорывом. В 9-м классе я стал победителем всероссийской олимпиады и тогда уже решил, что должен победить и на международной. Это мне удалось в 11-м классе. Помню, как нас привезли на соревнования в Италию. Она просто поразила меня красотой и уютом. Участвуя в олимпиадах, мне всегда нравилось посещать разные города мира.

После окончания школы Максим поступил в МГУ на механико-математический факультет. На втором курсе подал заявку на летнюю стажировку в компанию Google, и его пригласили в главный офис в Калифорнию.

— В первый день стажеров собрали в огромном зале и рассказали о том, чем нам предстоит заниматься. Потом три дня шло обучение. Ну а дальше каждый выполнял свою задачу под руководством начальника. Мы получали опыт, а компания — наши разработки. Оставаться там на работу я не хотел, так как нужно было закончить образование в МГУ. Хотя на следующий год меня опять пригласили на стажировку. Но в тот момент я уже работал в Яндексе.

Молодой специалист сейчас трудится в отделе распределенных вычислений и хранения и обработки больших объемов данных. Среди его обязанностей — разработка и поддержка инфраструктуры для обработки больших объемов информации, с которыми компания сталкивается каждый день.

Кроме того, он продолжает учиться в аспирантуре, а также занимается разработкой задач по программированию для олимпиад.

— Придумывать задачи непросто. Нужно учитывать не только их сложность, логику, количество времени на решение, но и составить такое условие, чтобы оно было интересным. У меня в школе по русскому была «четверка», теперь приходится работать отчасти и редактором задач: смотреть, не повторяются ли слова, соблюдать правила русского языка. Самые интересные задачки приходят в голову из реальной жизни. Например, заходишь в магазин и видишь, что проходят акции, и тут же в голове рождается условие задачи. К примеру, сколько покупатель сэкономит денег при покупке того или иного товара, зная условия предоставления скидок.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Пока я хочу продолжить работу в родной компании и сделать там карьеру. За границу работать уезжать не планирую. Хотелось бы в будущем создать что-то важное для людей, чтобы это изобретение называли моим именем и обо мне все узнали. Мне было бы приятно. Но для этого нужно упорно работать.