Специалистов хотят заставить подтверждать дипломы квалификационными экзаменами

В первую очередь проверкам подвергнут сантехников и студентов

17.09.2019 в 17:14, просмотров: 28892

В жизнь россиян входит необходимость подтверждения диплома об образовании квалификационным экзаменом. Минтруда подготовило поправки к законам, распространяющие эту практику на студентов. А для ряда профессий сертификат о сдаче профессионального экзамена уже сейчас важнее диплома об образовании, констатировали участники конференции, проведенной Национальным агентством развития квалификаций 17 сентября.

Специалистов хотят заставить подтверждать дипломы квалификационными экзаменами

Россия переходит на новые принципы трудоустройства. Дипломы об образовании придется подтверждать экзаменами на квалификацию, или, говоря проще, дополнить свидетельства о теоретических знаниях сертификатами об умении применять их на практике. При этом процесс, что называется, уже пошел:

— От новеллы мы уже перешли к стадии «промышленного освоения» квалификаций. Но вводить эту практику надо, конечно, не палкой, а стимулом, — обрисовал ситуацию президент РСПП, глава президентского Нацсовета по профессиональным квалификациям Александр Шохин. — Правда, слово «стимул» в переводе с латыни также означает палку… — признался он.

Действительно, в Древнем Риме с помощью такой палки с острием на конце «стимулировали» не очень расторопных буйволов в повозке, а то и рабов. А что будет у нас? С чего начнется «триумфальное шествие» профквалификаций?

В первую очередь, по словам Шохина, профессиональные экзамены будут проведены (и уже проводятся) там, где на них есть спрос. Например, там, где ценность сертификата о профэкзамене значительно превышает ценность диплома — как, скажем, у сантехников, репетиторов или нянь. Или в профессиях, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья людей (промышленная безопасность, безопасность труда и т.д.). И многое в этом плане, как оказалось, уже делается.

Так, например, на предприятиях нефтегазовой сферы обучение по профессиональным стандартам помимо образовательных прошло 73% всего штатного персонала, а в вузах, готовящих для них кадры, с этой целью введено более 60 специальных программ. Но вот сдать квалификационные экзамены и при таком раскладе оказалось непросто: всего их прошли 2849 человек, а сдали лишь 1361. (Остальные получили только заключения об участии в этом испытании.)

В системе среднего профобразования, где также провели профессиональные экзамены, результаты чуть лучше: там их преодолели около 70% участников. Но можно ли улучшить подготовку россиян к квалификационным экзаменам и, главное, станут ли они обязательными и всеобщими в нашей стране? Можно ли будет теперь устроиться на работу «по старинке» — с одним лишь дипломом?

Что касается подготовки, то и в вузах, и в колледжах она усилится. Минтруда уже подготовило поправки к законам, заметно расширяющие возможности студентов пройти через эти испытания, и снимающие все барьеры, имеющиеся сейчас на этом пути. Так, целенаправленно к получению профессиональной квалификации будут готовить в прикладном бакалавриате, в который де-факто перекрестили среднее профессиональное образование. Да и вузовские бакалавры с магистрами не останутся в стороне, уточнил «МК» гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович: «Многие уже получают так называемые микростепени, фактически подтверждающие ту или иную квалификацию, и эту практику надо расширить. Фактически студент финансового вуза и сейчас на 3–4-м курсах дополнительно к диплому может получить квалификацию бухгалтера. А надо закрепить такую возможность и юридически. И эту задачу решат поправки к законодательству».

Помогут с обретением квалификаций и старшему поколению: есть идея через службу занятости направлять в центры оценки квалификаций представителей поколений 55+. Однако в первую очередь все это коснется представителей сфер, где идут технологические или бизнес-процессы, подчеркнул «МК» Лейбович: «Не все нужно стандартизировать: скажем, в творческих профессиях репутационные оценки могут быть выше квалификационных. Да и там, где квалификационные экзамены нужны, они не должны стать административным инструментом!»