Всероссийские проверочные работы в России проводятся уже несколько лет. А страсти по ним, во множестве роящиеся в школах и в местных органах управления образованием, никак не утихнут.
Действительно, вопреки всем разъяснениям «сверху», что оценки ВПР не могут и не должны вести к наказаниям ни плохо написавших эти работы детей, ни их учителей и школ, а служат лишь выявлению и ликвидации пробелов в знаниях на дальних подступах к ЕГЭ, в регионах нет-нет да и дают директорам школ взбучки за падение результатов. А спрос рождает предложение. И директора стали заставлять учителей ставить за ВПР сплошные «пятерки», благо, вопросы Всероссийских проверочных разрабатываются в централизованном порядке и рассылаются на всю страну из Москвы, но проверяются они в школах. Сделать при таком раскладе отличниками хоть весь класс — плевое дело. И пошло — поехало: вместо выявления не усвоенных тем их стали скрывать.
Появилось и другое директорско-учительское ноу-хау — вывешивание заданий ВПР в интернете: «В 7:30 мы открываем задания ВПР. А в 7:40 они уже висят в соцсетях с прорешанными вариантами, хотя сплошь и рядом с ошибками,- констатировал Станченко. - В итоге уже с 2020 года, собрав необходимый банк данных, мы решили рассылать для каждой школы свой комплект заданий, сведя тем самым на нет риск, что в регионе этот комплект где-то всплывет для публикации».
Короче, ругали-ругали мы наших школьников за всяческие жульничества при сдаче ЕГЭ-11 и ГИА-9, а педагоги, оказывается, ничуть не честнее, а, может, даже и еще ушлее! Загнанные в угол местными чиновниками от образования, сеятели разумного, доброго и вечного не преминули воспользоваться ко всему прочему еще и своим административным ресурсом. И вот уже известны случаи — причем, не единичные — когда на родительских собраниях в начале учебного года классные руководители прямо говорят собравшимся мамам и папам: «В этом году наш класс пишет ВПР, и чтобы дети хорошо их сдали, берите репетиторов!»
В итоге хорошее дело в очередной раз может погубить неуемный административный экстаз, с которым чиновники кидаются меряются чем ни попадя, а в этот раз ринулись мериться мониторингами итогов ВПР. И фиг их остановишь...
- ВПР не является инструментом оценки школ: учебные заведения вообще имеют полное право не ставить за них никаких оценок! - в очередной раз напомнил Станченко. Сравнение результатов должно привлекать внимание местных властей не низкими, а аномально высокими показателями. Низкие — дело не чиновников, а школы, которая должна выявить массовые провалы в знаниях своих ребят, и, выявив, ликвидировать их. А вот намеренное завышение оценок — повод для разбирательства на уровне регионального чиновничества.
К слову сказать, кое-где по этому пути уже пошли. Так в этом году по итогам ВПР своих мест лишились шестеро директоров иркутских школ, ученикам которых третий год подряд в массовом порядке завышались эти оценки. И это, возможно, только начало.
Читайте также: "Что мешает приравнять школьную травлю к условному ЕГЭ по социальности?"