Проект онлайн-обучения, запущенный в России три года назад, поначалу рассчитывался только на систему высшего образования. С его помощью предполагалось поднять качество обучения в вузах послабее путем изучения тамошними студентами ряда курсов в режиме онлайн с преподами лучших университетов. И с тех пор доверие к этой затее, как оказалось, заметно подросло: сегодня 42% считают, что онлайн-обучение повышает качество образования, а каждый четвертый имеет личный опыт такого обучения. Еще 66% россиян заценили онлайн за возможность постоянно обновлять знания, а 51% не сомневается, что онлайн-обучение делает доступным качественное образование для всех. Однозначно же не приветствуют этого новшества лишь 17% - самых упорных и недоверчивых.
Особенно заметно улучшение отношения к проекту со стороны преподавателей вузов, поначалу являвшихся главными его антагонистами из-за опасения оказаться «оттертыми» от студентов: в 2019 году о позитивном отношении к онлайн-обучению заявили 84% педагогов! Повысилось доверие к онлайну и у студентов: 64% опрошенных заявили, что качество обучения с внедрением онлайн-курсов будет повышаться; 75% высказались за введение обязательных онлайн-курсов (модулей); а 76% вступили за то, чтобы засчитывать сертификаты об этих пройденных курсах при получении зачетов и экзаменов в основной программе обучения.
Начавшееся «триумфальное шествие» онлайна выдвинуло вперед новые задачи, и центральной на новый год станет «создание цифрового портфолио пользователя, где студенты смогут накапливать свои результаты для работодателя. Это упростит дело и поднимет достоверность онлайн-результатов на новый уровень»,- сообщил гендиректор Национального центра электронного образования Константин Козлов.
При этом сам проект получит статус Государственной информационной системы, что окончательно упростит зачет онлайн-курсов. Студент даже сможет покрыть всю свою учебную программу за счет онлайн-курсов - такую возможность в рамках экстерната уже сейчас открывает закон «Об образовании», подтвердила «МК» замминистра науки и высшего образования Марина Боровская: «Правда, вузам это не всегда удобно. Но главный тренд сейчас — построение индивидуальной траектории обучения с использованием всех имеющихся инструментов, включая онлайн. Да и главным заказчиком высшего образования является конкретный человек. Так что на его запрос и должен ориентироваться вуз»,- подчеркнула она.
Впрочем. еще интереснее другое: онлайн-обучением, по наблюдениям главы Координационного совета региональных центров компетенций в области онлайн-обучения Александра Волкова, в последнее время активно заинтересовалась средняя школа: «Школы хотят внедрять онлайн! И это предоставит им большой выбор с точки зрения индивидуального развития ребенка!»- подчеркнул он.
Правда, речи о замене родной Марьванны онлайн-уроком некой педагогической знаменитости не идет, так что особо паниковать учителям не стоит. Школьный онлайн, уточнил Волков «МК», главным образом пойдет по линии внеучебки — например, в играх типа «Что, где, когда». Или для участия в онлайн-олимпиадах школьников. Или при выявлении школой мотивированных ребят — например, при отборе в специализированные интернаты, вроде Колмогоровской матшколы. Есть для внедрения онлайн-уроков и другая возможность — в школах, где стремятся освободить целый учебный день, чтобы ребенок мог попробовать себя в какой-то определенной сфере. Последнее, возможно, станет наиболее перспективным.
СПРАВКА «МК». На сегодняшний день цифровая среда в России объединяет образовательных 39 платформ, содержащих 1191 онлайн-курс. К проекту подключено 125 вузов и 41 колледж с общим числом обучающихся более 1 млн.