Страхование устремилось в цифровое будущее

Отрасли требуются IT-специалисты и аналитики, а также те, кто могут создавать новые продукты и обладают навыками проектной работы

Сегодня страхование – одна из наиболее динамично развивающихся сфер финансового сектора. Делая упор на автоматизацию, на внедрение передовых технологий, ей нужно не только идти в ногу со временем, но и заглядывать в завтрашний день. С повышением спроса на страховые услуги растет и спрос со стороны страховых компаний на квалифицированных, креативных сотрудников. Страховому бизнесу нужны специалисты, способные молниеносно адаптироваться к меняющимся условиям и отвечать на те вызовы, которые ежедневно формирует цифровая эпоха. Но где брать таких людей, причем во все возрастающих количествах? И каковы основные тренды в страховании в целом и в подборе кадров (HR-менеджменте) в частности? На эти и другие вопросы отвечает Вадим Коровин, директор по организационному развитию СПАО "Ингосстрах".

Отрасли требуются IT-специалисты и аналитики, а также те, кто могут создавать новые продукты и обладают навыками проектной работы
Вадим Коровин, директор по организационному развитию СПАО "Ингосстрах"

- Одним из важнейших мегатрендов, воздействующих и на мировую экономику, и на страховую отрасль, сегодня является цифровизация. В страховании, включая российское, все более значимую роль играют так называемые цифровые каналы. Пока доля продаж через них существенно меньше той, что дают классические каналы, но она постоянно и достаточно быстро увеличивается. «Ингосстрах» стремится стать одним из лидеров на рынке по использованию технологических инноваций, которые мы называем insuretech и которые призваны сделать существующую модель страхования более эффективной и полезной для клиента. Их особенность в том, что они достаточно быстро разрабатываются, внедряются и отмирают. Соответственно, имеют все более короткий жизненный цикл. Но при этом они позволяют компаниям улучшать качество сервисов для клиентов уже сейчас. Они напрямую затрагивают и наши интересы, определяют стратегию.

Прежде всего, нам требуются люди, способные развивать эти инновации. По сути, речь идет не о готовом продукте, а о том, что еще предстоит создать. Ты приходишь в компанию и придумываешь нечто свое, абсолютно новое. Мы в «Ингосстрахе» за последние два года увеличили штат IT-специалистов в 1,9 раза, сейчас их более 500 человек. Мы также запустили технологии, направленные на повышение скорости реакции на новые требования и эффективности нашей IT-службы, например, Agile. Она хорошо работает в условиях высокой неопределенности и частой смены приоритетов. Также нам нужны специалисты по информационной безопасности, очень востребованы аналитики, и это новый тренд, заслуживающий особого внимания.

- Как в России обстоят дела с профессиональным обучением в сфере страхования?

- Соответствующих специалистов готовят на факультетах либо кафедрах высших учебных заведений. В этом смысле у нас есть опорный вуз – Финансовый университет при правительстве РФ, где с 2011 года открыта базовая кафедра «Ингосстрах». Там же действует программа «Бизнес-школа Ингосстрах». Студенты  в течение полугода получают дополнительное образование, связанное со страхованием и конкретно с нашей компанией. Курс нашей бизнес-школы направлен на то, чтобы учащиеся в вечернее время могли самостоятельно решать те задачи, что стоят перед «Ингосстрахом» прямо сейчас, в реальной жизни, а не в теории. Студенты взаимодействуют в командах по несколько человек, совместно работая над одним проектом вместе с экспертами из компании и менторами, которые помогают сделать процесс обучения более эффективным.

- В области подготовки страховых кадров Россия опережает страны Запада или отстает? 

- У нас достаточно сильные школы, связанные с актуарной наукой, с математикой, с классическими аспектами страхового дела. В Европе такие есть далеко не везде, но, конечно же, есть. Что касается студентов, с которыми мы могли бы работать в новых, диктуемых рынком условиях, то здесь есть к чему стремиться. У ряда вузов на Западе появились курсы и программы, позволяющие развивать цифровизацию в страховании. У нас пока этого нет. Я бы сказал, что мы сравнимы с Азией, но в Европе и США технологии обучения ушли несколько дальше.

- Какими неспециализированными навыками, их еще называют soft skills, должны обладать люди, занятые в индустрии страхования?

- Прежде всего, способностью быстро и эффективно решать сложные задачи. Во-вторых, критическим мышлением. В-третьих, креативностью, способностью создавать нечто новое. В-четвертых, адаптивностью: этот навык позволяет приспосабливаться к меняющимся реалиям, успешно действовать в обстановке волатильности, непредсказуемости, быть готовым в любой момент выйти из зоны комфорта. Скажем, в Японии существует практика ротации сотрудников внутри корпораций, ставшая фактически бизнес-процессом. Человек должен каждые несколько лет переходить в другой департамент и работать там по другой специальности. Для этого надо многое поменять в себе и в компаниях.

- Какой Вы видите роль роботов в страховании?

- Пока у нас их мало: останавливает высокая стоимость роботизированных систем. У западных страховых компаний их точно больше. Чтобы роботы стали заметным элементом отечественной страховой индустрии, надо понять, где они принесут максимальный экономический эффект. Сделать это пока сложно: информационных потоков в страховании неизмеримо больше, чем в любой другой сфере, включая, возможно, банковскую. Но очевидно, что роботизация позволяет улучшить качество и комфортность рабочего процесса. Скажем, сотруднику приходится существенную часть рабочего времени сверять цифры в разных документах. Почему эту механическую, монотонную работу не поручить «машине», а человека не сориентировать на те процессы, которые ему принесут большее удовлетворение от работы и которые роботу сейчас не под силу?

- Какие технологии из тех, что еще относительно недавно доминировали, отмирают?

- Всё, что связано с бумагой, с договорными отношениями на бумажной основе: печати, штампы, подписи. На смену этому приходят договоры, которые заключаются с помощью цифровых каналов, цифровой подписи. Также уменьшается применение технологий работы в IT-сфере по так называемому методу Waterfall, или каскадному методу. Его, как правило, замещают такие гибкие инструменты, как Agile и подобные. Отголоском прошлого становятся и встречи с клиентами непосредственно в офисе страховой компании. Цифровые каналы будут позволять приобретать продукт в любой точке – автосалоне, рядом с пунктами регистрации транспортных средств или где-то еще.

- В чем главная задача страховой индустрии?      

- Обычные люди и бизнес должны обрести уверенность в том, что риски и убытки, которые они могут понести в результате непредвиденного события, легко и быстро будут компенсированы. Наша задача – не допустить, чтобы благосостояние индивидуума разрушилось, а компания прекратила бы свою деятельность. Уверен, лет через пять сфера страхования изменится до неузнаваемости. Те усилия, что предпринимаются сейчас, позволят в итоге совершить качественный инновационный скачок.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру