Супер-автомобиль из гаража КГБ выставлен на продажу

Уникальную скоростную «Волгу» продают за 8,5 миллионов рублей

14.01.2020 в 19:54, просмотров: 13054

Среди любителей ретромобилей советского производства – ажиотаж. Появилось объявление о продаже настоящего «эксклюзива», собранного более полувека назад на Горьковским автозаводе, – седана «Волга» ГАЗ-23. Такие машины выпускались в очень ограниченном количестве и предназначались главным образом для оперативников КГБ. «Догонялка» – так в обиходе сотрудники отечественных спецслужб называли «двадцать третьи» за их высокие скоростные характеристики.

Супер-автомобиль из гаража КГБ выставлен на продажу
Фото: avtoclassika.com.

Еще с довоенных времен в СССР выпускали спец-машины для чекистов. Внешне они практически ничем не отличались от серийных «моторов» (чтобы не привлекать лишнего внимания), но благодаря гораздо более мощному двигателю и некоторым другим особенностям конструкции обладали замечательной резвостью. Подобные «скрытые таланты» автомобиля позволяли чекистам догонять даже «продвинутые» иностранные лимузины, не говоря уж о рядовых легковушках. Это было очень важно при сопровождении правительственных кортежей, а также при погоне за удиравшими «на колесах» шпионами, подозрительными иностранными дипломатами и прочими «супостатами».

Сперва «догонялки» выпускались на базе серийных «эмочек», после войны их сменили скоростные «Победы», а с 1962 года завод начал выпуск «КГБешных» «Волг». В отличие от серийной модели ГАЗ-21 эти спец-«волжанки» получили обозначение ГАЗ-23. А в официальных документах (снабженных грифом «секретно») они именовались «быстроходным автомобилем» или «машиной сопровождения».

Выпуск «двадцать третьих» продолжался вплоть до 1970 года, когда на смену им пришли более современные «догонялки», спроектированные на базе следующей серийной модели Горьковского автозавода – ГАЗ-24. По сведениям исследователей, в общей сложности собрали 603 экземпляра ГАЗ-23. Долгое время вся информация об этих машинах была засекречена. Подавляющее большинство граждан даже не подозревало о существовании такого чуда советского автопрома. Лишь позднее любознательным следопытам автостарины удалось узнать подробности о конструкции ГАЗ-23. Надо признать, что в техническом «портрете» этих «догонялок» для КГБ обнаружились весьма колоритные «штрихи».

Итак, снаружи – вроде бы совершенно заурядная «Волжанка». Однако если заглянуть под капот, выяснится, что там спрятан 8-цилиндровый двигатель от лимузина «Чайка» мощностью 195 лошадиных сил. Благодаря такому «монстру», который конструкторы с великим трудом смогли втиснуть в моторный отсек стандартного «волговского» кузова, «двадцать третья» могла выжимать 160 и даже 170 км/час, а до сотни разгонялась за 16 секунд.

Из других особенностей – наличие автоматической коробки передач, увеличенный объем топливного бака (движок-то прожорливый: «кушает» до 30 литров бензина на каждые сто километров). Были и дополнения, обеспечивающие особые «боевые» качества «догонялки». Например лонжероны ГАЗ-23 усилены «сверхштатными» металлическими полосами, рычаги передней подвески изготавлены из более толстого металла. Все это обеспечивало большую прочность конструкции и позволяло чекистам в экстремальной ситуации успешно совершать таран других машин или иных препятствий.

Описанные выше конструктивные особенности повлекли за собой серьезный минус: более тяжелый «движок» и усиленные элементы корпуса и ходовой части основательно перегрузили передок машины, а вот «корма» с ведущими колесами оказалась чересчур разгруженной, что плохо сказалось на управляемости машины. Сотрудникам госбезопасности, работавшим на таких машинах, пришлось принимать контр-меры. По поводу них сведения из разных источников отличаются. Согласно одной версии, для улучшения весового баланса в багажник ГАЗ-23 клали балласт – свинцовую плиту или попросту несколько увесистых бордюрных камней.

А вот по другим сведениям, в багажном отсеке чекисты устанавливали свою аппаратуру спецсвязи, которая была весьма тяжелой. Эта информация косвенно подтверждается еще одной особенностью конструкции ГАЗ-23. Дело в том, что в отличие от обычных «Волг» замок багажника «догонялки» нельзя открыть снаружи с помощью ключа. Вместо этого спроектировали хитрую систему: между подушкой и спинкой заднего сидения справа спрятана ручка открывания багажника. Причем она срабатывает только при открытой правой задней двери. Конструкторы предусмотрели также «подстраховку для рассеянных»: задняя дверь блокируется в открытом состоянии до тех пор, пока багажник со всей своей секретной начинкой не будет вновь заперт.

По воспоминаниям ветеранов, сотрудникам госбезопасности строжайше запрещалось не только рассказывать об особенностях своих машин-«догонялок», но и давать малейший шанс посторонним людям увидеть их «начинку». Согласно служебной инструкции нельзя было, остановившись где-нибудь на улице, даже открыть капот или багажник: ведь случайных прохожий может заметить необычайно мощный мотор или спец-аппаратуру, скрытые под ними!

Из шести сотен выпущенных ГАЗ-23 некоторая часть ушла на экспорт – для нужд служб безопасности дружественных социалистических стран, но основная масса таких легковушек работала в советских «органах». Большая часть «догонялок», отслужив свой век, была «разоружена» и отправлена на утилизацию. До наших дней сохранилось совсем не много экземпляров. Поэтому каждый чудом уцелевший до наших дней ГАЗ-23 весьма ценится среди любителей автомотостарины. Вот и ныне выставленный на продажу экземпляр «догонялки» обойдется покупателю отнюдь не дешево: владелец оценил свое чудо техники в 8,5 миллиона рублей.