Что мешает решить проблему судоходства на Волге

Гордиев гидроузел

Возведение Нижегородского низконапорного гидроузла (ННГУ), способного спасти Волгу от обмеления, искусственно тормозят. Аргументы, приводимые против строительства плотины, не выдерживают никакой критики, а скорее даже наоборот — отражают лишь негативное отношение к самому факту её наличия. Пока появление на реке гидроузла, призванного улучшить качество жизни местного населения, а также предотвратить многомиллиардные убытки от невозможности полноценного судоходства, под большим вопросом. Кроме того, настойчивость оппонентов строительства может привести к экологической катастрофе.

Гордиев гидроузел

Судоходство по Волге на участке от Городца до Нижнего Новгорода может остановиться уже в скором времени из-за нехватки воды в период навигации. Способ предотвратить беду существует — это строительство низконапорной плотины со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области. Однако, несмотря на то, что бездействие может привести к серьезным последствиям, решение проблемы искусственно блокируют.

Обмеление реки спровоцирует колоссальные убытки судоходных компаний, занимающихся перевозкой грузов и людей. Ущерб также будет нанесен туристическому рынку: компании будут вынуждены искать способы перевозки путешественников другими видами транспорта. Кроме того, в числе пострадавших рискуют оказаться местные жители. Наличие на реке ННГУ могло бы решить насущные проблемы: недофинансирование инфраструктуры администрацией Балахны привело к тому, что состояние водопровода, канализации и дорог в муниципалитете находятся в удручающем состоянии.

Пока же противники строительства на реке ННГУ оперируют беспочвенными обвинениями и утверждают, что новая плотина приведет к огромным негативным экологическим и экономическим последствиям.

Казалось бы, куда уж хуже? Но границы разумного преодолеваются без особого труда теми, кому это выгодно. Местных жителей настойчиво пугают масштабными подтоплениями и другими «страшилками», которые якобы станут реальностью, если новая плотина будет построена. Однако, как показывают научно-технические расчеты, действительно ужасными могут быть наоборот последствия заморозки проекта: река обмелеет окончательно, горожане задохнутся в дыму горящих отходов местного бумкомбината, а в подвалах домов будет стоять вода. Именно такая судьба ждет прибрежные районы и их жителей, если псевдоэкологи и противники плотины не прекратят чинить препоны.

Спасение населения — дело рук самого населения

Для того, чтобы понять социальные настроения в населенных пунктах, которых коснется строительство низконапорного гидроузла, в начале февраля агентством «Свои» было проведено специальное исследование. На основе опроса пяти фокус-групп из числа жителей прибрежных районов эксперты выявили массу проблем, требующих скорейшего решения.

В частности, люди, проживающие на территории участка судоходства Городец – Нижний Новгород, жаловались на плохое состояние дорог и нехватку рабочих мест. По их словам, из реки вместе с водой пропала рыба, в Городец из-за низкого уровня воды не могут попасть туристические группы, а в некоторых местах Волга обмелела настолько, что ее почти наполовину можно перейти пешком.

По словам респондентов, существует еще две давние проблемы. Например, короотвал АО «Волга». Местные жители подчеркивают, что отходы предприятия — кора — постепенно разлагаются, отравляют почву и воду, а также создают угрозу неконтролируемого возгорания. Другая проблема — это кладбище, регулярно затапливаемое весенними и осенними паводками. Особенно это опасно в болотистом, наполовину подтопленном Балахнинском районе, где такое соседство – реальная санитарно-эпидемиологическая бомба, о чем думают муниципальной власти, обязанные закрывать и обеззараживать такие объекты? Участники опроса считают, что чиновники даже не пытаются решить эти проблемы. По всей видимости, местные власти, экологи и активисты направили все силы на борьбу со строительством новой плотины вместо решения насущных проблем.

Да поможет Волге узел

Проблемы судоходства по Волге обостряются — пассажирские и грузовые суда сутками не могут пройти участок у Городца из-за низкого уровня воды. Снижение медленно, но верно приводит к постепенной остановке речных промыслов и судоходства , а жители ближайших районов остаются без работы. Нижний Новгород без судоходства потеряет половину экономического потенциала, так как река — это важнейшая транспортная артерия.

Строительству о низконапорной плотины больше всего противодействует администрация Балахны, хотя, эксперты убеждены, что на сегодняшний день именно этот проект — единственный реальный путь решения целого комплекса проблем. Альтернативные варианты рассматривались в течение последних 30 лет, но, судя по всему, судоходству они помочь не могут и при это несут куда больше опасностей, чем низконапорный гидроузел.

В то же время, несмотря на очевидные плюсы от возведения плотины, проект непростой и требует грамотной реализации. В результате строительства ННГУ со шлюзами на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области возникнет водохранилище с зоной затопления всег в 9,59 кв. км. Гидроузел будет регулировать уровень воды сезонно и обеспечивать проектный подпорный уровень в 68 м в течение навигации, в среднем полгода. После окончания судоходного периода участок реки переведут в бесподпорное состояние, то есть уровень воды станет таким же, как и до строительства гидроузла. Только теперь жители Балахны будут защищены от подтоплений — проект предусматривает строительство отсечных каналов, дренажных и берегозащитных сооружений.

Между тем, несмотря на очевидные плюсы проекта, псевдоэкологи и другие заинтересованные стороны решительно выступают против его реализации.

Против науки не поплывешь

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института гидротехники им. Веденеева (ВНИИГ) подготовили свой анализ проекта строительства плотины, который вызвал ироническую реакцию у других представителей научного сообщества. В распоряжении «МК» есть аргументированный разбор ошибок и недопустимых выводов НИР, подготовленный сотрудниками сразу нескольких авторитетных институтов: НИИОСП им. Н.М. Герсеванова, Института водных проблем РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Волжского государственного университета водного транспорта и других экспертных организаций.

Ученые отмечают, что специалисты научного учреждения Русгидро в своем исследовании обошлись без проведения минимально достаточных по времени и глубине верифицируемых полевых изысканий, и за считанные недели выдали заказанный им негативный вердикт. После изучения этих “рецензий”, складывается впечатление, что уважаемыми экспертами ВНИИГ с целью не допустить строительства гидроузла в наиболее принципиальных вопросах применен известный по делу Скрипалей «британский метод» громких обвинений при отсутствии достоверных аргументов - «хайли лайкли» - весьма вероятно.«Ни одно из утверждений ВНИИГ не доказано, поскольку в отличие от проектной организации он не проводил длительных инженерных изысканий и геофильтрационных исследований», — подчеркнули в научном сообществе, отметив«голословность подобных заявлений».

Возникает вопрос, почему никто из борцов против «водного геноцида», якобы неизбежного при строительстве скромного гидроузла с компактным временным водохранилищем ,не обратил внимание на то, что за нападками на проект ННГу снова замаячила тень Русгидро. Возможно, в ее кругах испытывают надежды в этой мутной водице добиться возвращения к проекту «больших Чебоксар» с зеркалом около тысячи кв.км. Это бы позволило восстановить судоходство, но нужно ли это жителям?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру