Вирусолог рассказал о сложностях с изготовкой вакцины от коронавируса

На антидот уйдет не менее полутора лет

Сегодня все внимание приковано к ученым, работающим над созданием вакцины и лекарства от нового коронавируса. О том, как ведется работа, почему на скорое решение этой проблемы рассчитывать не приходится, с какими трудностями приходится сталкиваться разработчикам вакцины, «МК» рассказал вирусолог, профессор, ведущий научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи, доктор медицинских наук Николай Малышев.

На антидот уйдет не менее полутора лет

— Как продвигается разработка лекарства от нового коронавируса?

— Мы сейчас пользуемся опытом, который имеют китайские врачи, и тем, что уже по китайским следам накопили у себя европейские врачи. Вообще, чем больше людей болеет, тем больше возможностей открывается для научной работы, для исследования. Но, с одной стороны, есть научная работа, а с другой — есть необходимость лечить людей, не дожидаясь результатов полных исследований. Иногда разрешается назначить другую дозу лекарства, например увеличенную, или препарат от одного заболевания назначить для лечения другого заболевания. Для того чтобы было понятно, что это делается сознательно, что это не ошибка, на назначении ставят восклицательный знак. С учетом огромного разнообразия лекарственных препаратов врачи всех стран стремятся накопить свой собственный опыт. Это имеет большое значение, ведь один и тот же препарат может по-разному воздействовать на разных людей в разных странах. Известно, что бывает избирательное действие лекарств.

Большое значение имеет и отработка доз лекарственных препаратов. Считается, что надо найти минимальную эффективную дозу. Надо смотреть, какие показания есть для использования данного препарата и какие у него противопоказания. Сейчас, кстати, каждая фармацевтическая фирма стремится зафиксировать все выявленные побочные явления, чтобы не нести ответственности, если произойдет какая-то реакция; и это осложняет нашу работу.

— Разработка лекарства идет параллельно с работой над вакциной?

— Конечно, сейчас исследовательские коллективы во всем мире работают и над лекарством, и над вакциной. Многие страны стремятся получить собственную вакцину, потому что, во-первых, это необходимо для борьбы с эпидемией, а во-вторых, если коллектив ввел эффективную вакцину в производство, это очень большие деньги.

Следует понимать, что лекарства — это химиотерапия, а вакцина — это иммунологические препараты, которые используются для получения защитных антител в организме конкретного человека. Сейчас говорят, что через два-три месяца будет предложена вакцина. Но на самом деле все намного сложнее. Потому что для того, чтобы ввести вакцину в действие, довести ее до производства, нужно провести много исследований, испытаний. На первом месте стоит безопасность. И рядом с ней эффективность. Надо получить безопасный действующий препарат.

Есть несколько этапов исследований, которые занимают определенное количество времени: подготовительные этапы, потом еще три фазы, в среднем каждая по 3–4 месяца, это 12 месяцев. После этого еще нужно показать регулирующим инстанциям, что вакцина эффективна и безвредна. А безвредность предполагает очень много различных исследований, которые тоже требуют времени.

Главное — создать вакцину, у которой будет как можно меньше противопоказаний. В первую очередь, чтобы ее можно было использовать для вакцинации пожилых людей, ведь у них, как правило, имеется много разных болезней. Но сначала — после исследований на животных — все отрабатывается на практически здоровых людях. У американцев сейчас пока 45 таких добровольцев, здоровых, за реакцией которых на введенную вакцину ученые пристально наблюдают. Потом таких добровольцев будет больше — чтобы определить, например, какая доза наиболее приемлема...

Все то же самое касается и разработки лекарств. В среднем на это нужно полтора года. Получится раньше — будет приятно…

— Какие страны работают над этим?

— Наша страна, Китай, Англия, Израиль, Япония, США. Но на самом деле их больше, каждый день добавляются страны.

— Есть мнение, что коронавирус очень сильно мутирует. В связи с этим есть трудности с разработкой вакцины?

— Он мутирует не так сильно, как вначале предполагалось, он пока довольно стабильный.

— Возможно, кто-то уже переболел коронавирусом, но так и не узнал об этом. Можно ли массово начать делать тесты на антитела?

— Такие тесты разрабатываются. Но сейчас мы главным образом работаем над тем, чтобы выявить больных. Это самое главное сейчас. А следующий этап — кто болел, как болел, много ли переболело…

— Меня очень волнует такой практический вопрос: почему нельзя людям гулять в условиях карантина, если поодиночке, в парках?

— Потому что человек не сможет не вступить в контакт. Он кого-то встретил по дороге, в подъезде — и пошло-поехало.

— На днях и без того напуганную общественность шокировала весть еще и о хантавирусе, от которого умер человек в Китае…

— Хантавирус — это известный вирус, он известен несколько десятков лет. Может передаваться человеку от грызунов. Это очень тяжелая инфекция. Вирус воздействует на весь организм, на органы дыхания, на систему мочевыделения, поражаются почки. От него умирали и раньше. Не знаю, почему из этого сенсацию сделали.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру