Коронавирус спасет Землю от разрушительной деятельности человека

Но мир за это заплатит очень высокую цену

Еще до появления коронавируса стали очевидными тектонические изменения в климате на планете Земля. Ну а то, какая была зима 2019–2020 года (которую и зимой-то назвать трудно!), — это вообще отдельный разговор. Причем ученые уже приводили массу доказательств того, что техногенные факторы играют очень большую роль в глобальном потеплении.

Но мир за это заплатит очень высокую цену

 

Но на эти доказательства находились другие, противоположные. По-прежнему звучат аргументы, что периоды потепления сменяются на Земле периодами похолодания, и ничего экстраординарного в происходящем в настоящее время нет.

Но вопрос ведь не в том, что ученые не могут договориться о причинах нынешнего глобального потепления. Проблема в том, что и политики имеют разные мнения по данному вопросу. Вон президент США Дональд Трамп вышел из Парижского соглашения по климату, потому что оно якобы противоречит экономическим интересам его страны. И какова ценность этого соглашения, если одна из двух крупнейших экономик мира в нем не участвует? Вот так: все измеряется в терминах «выгодно — невыгодно» для экономики, а остальное — «гори оно синим пламенем».

Она, Земля, и горела в прямом смысле этого слова. В России — Сибирь, в Бразилии — леса Амазонки, Австралия, Калифорния и далее везде. Землетрясения, пожары, наводнения, смерчи — торнадо… Статистика однозначно свидетельствует, что стихийных бедствий становилось в последние годы все больше и больше.

Земля уже нам словно говорила: люди, остановитесь, не разрушайте свою планету! Но люди не останавливались…

С 1970 года число стихийных бедствий во всем мире увеличилось с 90 до 400 в год, то есть в четыре с лишним раза. Многие из них привели к многочисленным жертвам. Так, по данным доклада Бюро ООН по снижению риска стихийных бедствий (UNISDR) и бельгийского Центра исследования эпидемиологии катастроф (CRED), за последние 20 лет на Земле всего произошло 7056 стихийных бедствий, ставших причиной гибели 1,35 млн человек. Среди самых смертоносных бедствий: землетрясение в Гаити (январь 2010 года) — 222 570 жертв; цунами в Индонезии (декабрь 2004 года) — 165 708 жертв; тропический циклон «Наргис» в Мьянме (май 2008 года) — 138 366 жертв.

В докладе Всемирной метеорологической организации (2019 год) отмечалось, что до рекордных уровней повысилась концентрация парниковых газов в атмосфере, и именно это закрепляет тенденцию глобального потепления. Последний пятилетний период (2015–2019 годы) стал самым теплым за всю историю метеонаблюдений.

Повышение среднего глобального уровня моря в 2014–2019 годах составило рекордные 5 мм в год. Опять же рекордными темпами тают льды в Гренландии, Арктике и Антарктике. Исследования практически всех стихийных бедствий последних лет показали, что их причиной является глобальное потепление.

Общественное движение за сохранение Земли, против глобального потепления стало набирать силу. Уже ставшая легендой, несмотря на свой юный возраст, Грета Тунберг, не обращая внимания на насмешки со стороны многих взрослых дядь и теть, сумела привлечь внимание мировой общественности к проблеме. Но складывалось такое впечатление, что человечество все равно готово пройти точку невозврата, после которой процесс саморазрушения Земли стал бы уже неконтролируемым. Государства упорно не хотели сокращать потребление углеводородного сырья. Как же, это бы навредило экономике!

Кстати, позиция России, хотя мы и не выходили из Парижского соглашения по климату, не очень-то отличалась по факту от американской позиции по этому вопросу. Ну а какой еще можно было ожидать позиции от страны, экономика которой, несмотря на десятилетия заклинаний о необходимости слезания с «нефтяной иглы», так и осталась сырьевой. Понятно, что для России снижение потребления углеводородного сырья — это недополученные многие миллиарды долларов.

И вот случился коронавирус и резкое падение спроса на нефть и нефтепродукты, причем масштабы этого падения, по разным оценкам, находятся в интервале от 20 до 60%. В любом случае такое падение можно охарактеризовать как обвальное. Понятно, почему так происходит: самолеты не летают, наземный транспорт встает, вся экономика замирает.

Что же получается? То, чего многие страны не могли достигнуть добровольно, пытаясь выработать какие-то соглашения, сегодня происходит вынужденно — причем очень быстро.

Да, когда завершится пандемия, восстановление потребления углеводородов будет происходить. Но, во-первых, неизвестно, когда она вообще завершится. Во-вторых, есть все шансы на то, что до прежних уровней оно так и не восстановится.

Выяснится, что работа на удаленке, ставшая для очень многих вынужденной, вполне возможна и в спокойное время, когда не будет никакого коронавируса. Одно только расширение работы в таком формате значительно снизит спрос на тот же бензин, потому что миллионам людей не надо будет каждый день ездить на работу и обратно. Многие деловые мероприятия вполне можно будет проводить, как во время карантина, в онлайн-режиме. Получит мощный импульс для своего развития доставка товаров на дом (зачем тогда ездить за теми же продуктами в магазин?).

Деловая переписка, подготовка разного рода отчетов — оказалось, что это все можно делать исключительно в электронном виде и по электронной почте. А ведь сколько можно будет сэкономить бумаги за счет этого. Бумага, как известно, это деревья, поглощающие углекислый газ.

Человечество, похоже, вообще может начать уходить от модели «общества потребления». Это гигантский шаг, означающий снижение потребления углеводородов и других полезных ископаемых. Это же приведет к серьезнейшим структурным сдвигам в экономике.

Доказательства того, что коронавирус помог улучшить экологическую обстановку, уже очевидны. Известно, что уровень загрязнения воздуха в том же Китае резко снизился. Снимки из космоса, доказывающие «очищающую» роль коронавируса, уже не раз демонстрировались по телевизору.

Да что там чистый воздух! Животные стали возвращаться туда, где их давным-давно уже никто не видел. Причем это наблюдается в самых разных частях света.

Вот и задумаешься: может, и вправду коронавирус, как бы жестоко и дико это ни звучало, спасает Землю? Жаль, что мы с вами, жители этой планеты, довели дело до того, что ее стало необходимо спасать.

И все-таки невыносимо жаль, что такую высокую цену приходится платить за эти изменения.

В 2009 году Генеральная ассамблея ООН постановила отмечать Международный день Матери-Земли 22 апреля. Вот и в этом году немного повспоминали об этой дате. Между тем как раз в 2020 году ко Дню Земли надо было бы отнестись по-другому, потому что пандемия коронавируса продемонстрировала, что всесильное, казалось бы, человечество предстало бессильным перед нынешней угрозой.

Как тут не вспомнить слова бывшего Генерального секретаря ООН У.Тана, сказанные им еще в далеком 1971 году: «Пусть будут лишь мирные и радостные дни Земли для нашего прекрасного космического корабля — планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…»

Человечество должно извлечь урок из того, что произошло и до сих пор происходит вокруг нас. Не коронавирусы должны спасать Землю, люди должны не доводить дело до того, что ее нужно спасать. Все эти интересы развития экономики, исходя из которых якобы люди и ведут свою, по сути, разрушительную деятельность на Земле, мало чего стоят, как показывает нынешняя пандемия.

После коронавируса Земля будет другой, мы будем другими. Какой другой? Какими другими? Мы это в полной мере понять пока не можем. Но надеюсь, что лучше, чем были.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28252 от 29 апреля 2020

Заголовок в газете: Кронавирус спасет Землю

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру