Cекретный прайс-лист Великой Отечественной: за подбитую немецкую технику партизаны получали зарплату

Деньги до людей, впрочем, доходили далеко не всегда

В книгах, фильмах, музейных экспозициях денежная сторона той страшной военной страды 1941-го–1945-го чаще всего остается «за кадром». В том числе неловко вроде рассказывать о том, кто и сколько получал в Красной Армии за подвиги, совершенные на полях сражений. Но ведь война, как бы цинично это ни звучало, - тоже работа. А, следовательно, у «работников» ее должны быть зарплаты и премии. Вот о них-то и пойдет речь.  

Деньги до людей, впрочем, доходили далеко не всегда

Для начала отметим ориентиры для оценки тех сумм в рублях, о которых пойдет речь ниже, - масштаб цен в стране времен Великой Отечественной.

Тот продовольственный минимум, паек, который получали по карточкам, выносим за скобки. Правильнее будет ориентироваться на цены, существовавшие в военные годы на рынках и в коммерческих магазинах, где граждане могли приобрести дополнительные продукты и товары. (Согласно подсчетам специалистов, государственные цены в СССР выросли из-за начавшейся войны в 3,8 раза, а рыночные – в 13 раз.)

В разное время и в разных городах цена большой буханки хлеба колебалась от 200 до 500 рублей. Кило картошки – 90-100 рублей. Килограмм сала – 1500. Пачка хороших папирос «Казбек» - 75-80 рублей. Самая ходовая «валюта» - бутылка водки – от 300 до 800 рублей.

Еще один «уровень сравнения»: зарплаты (в среднем) тружеников в тылу.

Промышленные рабочие – 550-590 рублей в месяц. Работники «горячих» металлургических производств – 680-700 рублей. Шахтеры – 700-730. Инженер на заводе получал около 1200 рублей ежемесячно.

А теперь - о зарплатах военных, или, говоря армейским языком, о денежном их довольствии.

Рядовой красноармеец во время войны получал 17 рублей (со всеми надбавками эта сумма могла вырасти до 30 рублей). Командир пехотного взвода – 600-800 рублей. Командир роты – 900-950. Комбат – 1100… Военачальники с большими звездами на петлицах/погонах имели «сумму прописью» гораздо более весомую. Командарм ежемесячно получал порядка 3200 рублей, командующий фронтом – 4 тысячи. Внушительными были оклады у военных моряков. Например, командир подводной лодки получал 2100 рублей в месяц, командир тральщика – 1200 рублей, старшина-боцман на сторожевике – 750.

Гвардейцам – после появления гвардейских частей в РККА, - полагалась надбавка 25%.

Любопытный факт: «зарплату» получали даже «смертники» в штрафных частях. Судя по конкретным цифрам из документов, им платили полставки красноармейской: 8,5 рубля в месяц. Столь же скромная сумма «капала» и тем солдатам, которые лежали после ранения в госпиталях.

«Народным мстителям», воевавшим с гитлеровцами на оккупированных территориях, тоже полагалась зарплата. Например, командир и комиссар партизанского отряда ежемесячно получали по 750 рублей, зам. командира – 600 рублей, а командир отдельно действующей диверсионной группы - 500. Впрочем, это относилось лишь к участникам «официальных» отрядов, - тех. о которых знали на «большой земле» и которые были внесены в списки Центрального штаба партизанского движения. Вопрос, как получать зарплату, находясь во вражеском тылу, решался просто: деньги пересылали ближайшим родственникам партизана, живущим по эту сторону фронта, а при отсутствии таковых перечисляли на специальный счет, которым впоследствии мог воспользоваться этот член партизанского отряда.

Первым делом – бомбардировщики, а истребители потом

У солдат и офицеров, участвующих непосредственно в боевых действиях, порой куда более серьезным подспорьем для их личного бюджета являлись премиальные.

Дело в том, что уже через полтора месяца после начала войны советское руководство стало вводить систему денежных вознаграждений, которые наряду с орденами и медалями должны были стать средством поощрения воинов за проявленные ими героизм и самоотверженность.

Первый документ на сей счет был подписан Сталиным 8 августа 1941 года, - приказ о денежном поощрении летчиков дальней авиации Балтфлота, принимавших участие в только что завершившемся первом налете на Берлин. «Выдать каждому члену экипажа, участвовавшего в полете, по 2 тысячи рублей. И впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей». Впоследствии такими поощрительными выплатами премировали также экипажи бомбардировщиков за успешно проведенную бомбардировку столиц некоторых других союзных Гитлеру государств – Будапешта, Бухареста, Хельсинки.

Через несколько дней, 19 августа Верховный главнокомандующий подписал другой приказ – «О порядке вознаграждения летного состава Военно-Воздушных сил Красной Армии…», согласно которому вводилась система денежных вознаграждений для всех экипажей ВВС. Помимо премии в тысячу рублей за каждый сбитый самолет противника, предусматривались и другие случаи премирования. Например, за 5 успешных боевых вылетов летчик-истребитель получал 1500 рублей. За 15 таких вылетов, сопровождавшихся нанесением ущерба технике и живой силе неприятеля, полагалось уже 2 тысячи рублей и представление к награде. Сделал 25 вылетов – получай 3 тысячи и вторую правительственную награду… Отдельные «тарифы» были предусмотрены для летчиков бомбардировочной и штурмовой авиации.

Поощрялась и безаварийная работа в воздухе. За каждые 100 полетов, совершенных без ЧП (боевые повреждения – не в счет), летчику полагался «бонус» в 5000 рублей.

Поначалу премия за сбитые вражеские самолеты была единой: каждый «стоил» 1000 рублей. Однако позднее, 17 июня 1942 года, вышел приказ которым вводился новый «прейскурант» для советских летчиков: за сбитый бомбардировщик 2000 рублей, за транспортный самолет – 1500 рублей, за истребитель 1000. На первый взгляд, странная градация. Но в документе давалось разъяснение: мол, наши «сталинские соколы» атакуют в небе первым делом вражеские истребители, а уже потом, справившись с ними, пытаются разобраться с бомбардировщиками. Но именно эти машины несут основную угрозу для наземных целей, могут уничтожить своими бомбами боевые позиции, стратегические объекты, солдат и мирных жителей. Поэтому нужно, чтобы главной целью наших истребитеплей стали именно бомбардировщики врага, а для этого вводится на них «повышенный тариф». Тем же приказом узаконили новые критерии представления летчиков к заванию Героя Советского Союза (тоже стимулирующие большше охотиться за вражескими «бомберами»): Золотую Звезду можно получить, сбив в бою 10 вражеских истребителей или 5 бомбардировщиков.

Следующие изменения в «прайс-лист» для летчиков были внесены «Положением о наградах и премиях для личного состава…», подписанным в конце сентября 1943 года командующим ВВС РККА маршалом авиации Новиковым. Теперь за уничтоженные в воздухе самые «вредоносные» типы самолетов врага – бомбардировщики, транспортники, разведчики, - можно было получить полторы тысячи рублей, а за истребители – все ту же тысячу. Отдельной строкой обозначили цену уничтожения железнодорожного транспорта на земле: за один разбитый в прах паровоз или разгромленный и сошедший с рельсов состав летчику и штурману полагалось по 750 рублей, если в экипаже был еще и борт-стрелок, ему платили 500.

Отдельные нормы предусматривались для морских летчиков. Если экипажу торпедоносца повезло потопить подводную лодку, его командир и штурман получали по 10 тысяч, а радист и стрелок – по 2500. Каждый отправленный на дно вражеский транспорт стоил тем же членам экипажа соответственно три и одну тысячу, сторожевик – 2000 и 500 рублей. (Позднее подобные же премии назначили и нашим морякам. За потопленную субмарину или эсминец командиру и штурману боевого корабля причиталось по 10 тысяч, а остальным членам экипажа – по 2500, за транспорт – соответственно по три и по одной тысяче…)

Танк спасенный дороже танка подбитого

Следующими после летчиков в списке премируемых за военные заслуги оказались десантники. 29 августа 1941 года Сталин подписал приказ «Об улучшении руководства воздушно-десантными войсками Красной Армии». Отныне за каждую успешную десантную операцию командный состав подразделения получал премию в размере месячного оклада, а рядовые по 500 рублей.

За подбитые немецкие танки стали поощрять рублем летом 1942-го, соответствующий приказ вышел 1 июля. Заработать отныне могли наши танкисты, артиллеристы и пехотинцы. В частности, командир и наводчик орудия, которое произвело меткий выстрел по вражеской бронированной машине, получали по 500 рублей, а остальные члены орудийного расчета – по 200.

Год спуся, 24 июня 1943-го (как раз незадолго до начала битвы на Курской дуге) вступило в силу новое распоряжение - «Приказ о поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника». Каждому красноармейцу или офицеру, сумевшему вывести из строя вражеский танк гранатой или бутылкой с зажигательной смесью, полагалась премия в 1000 рублей. Если же бронированное чудовище удалось «стреножить» усилиями целой группы бойцов, тогда им всем полагалось разделить между собой сумму в полторы тысячи рублей. Наши танкисты, добившись победы над вражеской машиной, получали по 500 рублей на каждого члена экипажа за исключением заряжающего и стрелка-радиста, тем полагалось лишь 200. У бронебойщиков, подбивших танк, первый номер расчета противотанкового ружья получал 500 рублей, его второй номер – 250.

Впрочем куда более прибыльным делом по воле армейского начальства было не уничтожение вражеских танков, а спасение своих. 7 мая 1942 года заместитель наркома обороны подписал приказ «О введении денежных наград за эвакуацию танков…» Им предусматривались поощрения за каждую единицу бронетехники, вытащенную в тыл для ремонта с нейтральной полосы или даже с территории уже отданной противннику. Бригада техников, которая выполняла столь непростое заданиие, могла получить: за тяжелый КВ-1 – 5000 рублей, за Т-34 – 2000 рублей, за легкий Т-60 – 500 рублей.

Также ввели премии за ударную работу по ремонту военной техники. 25 февраля 1942 года появился приказ «О премировании личного состава автобронетанковых ремонтных частей за быстрый и качественный ремонт танков». Правда, суммы здесь фигурировали куда более скромные. Например, за средний ремонт КВ бригаде выдавали 800 рублей, за средний ремонт Т-34 – 500 рублей… Существовало любопытное дополнение в документе: с каждой такой премиальной суммы 5% следовало отдать командиру и замполиту ремонтной базы. 

Эффективное восстановление поврежденной артиллерии и стрелкового оружия премировалось еще менее щедро. Средний ремонт крупнокалиберного орудия добавлял бригаде ремонтников лишь 200 рублей, зенитка «стоила» 150, «сорокапятка» - 30. За быстрое приведение в порядок вышедшего из строя пулемета «Максим» премировали 20 рублями, за ремонт автомата давали премию 10 рублей, за винтовку – 2 рубля.

А как же наши самолеты? – Их качественный ремонт, конечно, тоже вознаграждался денежным «бонусом», а еще умельцев-техников премировали за безотказность работы двигателя, приборов и систем управления, бортового вооружения. Личному составу наземных технических служб за каждый «ястребок», поврежденный в бою и быстро отремонтированный, назначалась премия 500 рублей (на всю бригаду). Если, благодаря проводимой тщательной профилактике самолет без отказов всей его техники сумел совершить сто вылетов, мастера получали материальное поощрение в 3 тысячи рублей.

Как это ни покажется странным, но отдельных денежных премий за уничтожение живой силы противника в годы войны у нас не существовало. Даже снайперы советские, выбивая меткими выстрелами гитлеровских офицеров и солдат, не получали за это никаких прибавок к своему денежному довольствию (а оно определялось воинским званием).

Премию – на нужды обороны

Куда шли заработанные в смертельно опасных условиях войны деньги – должностные оклады и премиальные? 

Сразу следует оговориться, что в некоторых случаях поощрительнные суммы за уничтоженную вражескую технику или за ударный ремонт своей техники до солдат и офицеров не доходили. В суматохе боев, в потоке смертей, начфины полков, батарей, ремонтных баз не успевали уследить за всеми успехами своих однополчан и оформить соответствующие финансовые ведомости.

Многие командиры и даже красноармейцы переводили накопленные суммы в тыл, своим семьям. Что-то из честно заработанного они тратили на собственные нужды. Делали, например, покупки в автолавках Военторга, которые в период затишья приезжали даже на передовую линию. Вот стандартный ассортимент такого армейского «магазина на колесах»: конверты с бумагой, открытки, карандаши, кисточки и лезвия для бритья, мыло, зубной порошок и зубные щетки, расчески, зеркала карманные, трубки и мундштуки, папиросы, кисеты, нитки, иголки, крючки, петлицы и пуговицы, погоны, звездочки и эмблемы… Можно было купить и что-нибудь «для употребления вовнутрь» - конфеты шоколадные (в среднем один килограмм - 20 рублей), колбаса полукопченая (17,50 за кило), водка (11,50 за поллитра)…

Была у фронтовиков еще одна – и весьма серьезная, - статья расходов. Часть своего денежного довольствия и премиальных они отдавали в Фонд обороны, а также на приобретение облигаций Государственного займа, который также был организован Наркоматом финансов ради получения средств на военные нужды.

Сюжет:

75 лет Победы

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28259 от 13 мая 2020

Заголовок в газете: Прайс-лист Великой Отечественной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру