Эксперты назвали тройку предпочтений абитуриентов-2020: выводы удивили

Самый большой прирост среди желающих стать медиками

По мере приближения к своему финалу кампания ЕГЭ все явственнее перетекает в следующий этап важнейшего ежегодного цикла жизни выпускников школы — зачисления в вузы. Как оказалось, специалисты уже определили особенности приемки-2020. А заодно подсчитали, куда двинется основная масса выпускников; где их больше всего ждет государство; а также насколько совпадают эти ожидания.

Самый большой прирост среди желающих стать медиками

Пандемия коронавируса стала активным соавтором многих событий этого года. Не стал исключением и выбор жизненного пути вчерашними школьниками. Так, если до распространения инфекции в вузы, по данным опросов, проведенных Высшей школой экономики, собирались 87% одиннадцатиклассников, то к лету их число сократилось до 83%. При этом каждый третий опрошенный заявил, что раздумавшие поступать в вуз есть и среди его одноклассников, а доля желающих обучаться в системе среднего профобразования выросла с недавних 6% до 8%.

Свою роль в этом деле, безусловно, сыграло беспрецедентное решение властей о выдаче без экзаменов аттестатов об окончании школы всем отказавшимся от поступления в вузы в этом году. Ну а для тех, кто, несмотря на это заманчивое предложение, все же решил поступить в вуз, опрос выявил тройку главных предпочтений. Это естественные науки (химия, биология, физика) и экономика с менеджментом (по 17% респондентов каждое), а также инженерное дело и технические науки — 16%.

При этом желания выпускников не вполне совпадают с направлениями подготовки, которые считает важным государство. Так, скажем, под инженерные специальности предназначено более 250 тыс. бюджетных мест, подметили авторы исследования, а на айтишные – лишь 1,4% при спросе со стороны выпускников в 12%.

В итоге многим, чтобы заниматься тем, к чему лежит душа, а не идти туда, где с их баллами можно попасть на бюджетное место, придется учиться за свой счет. Возможно, поэтому рассмотреть возможность получения образовательного кредита готов чуть ли не каждый четвертый выпускник школы — 23%. И это, как разъяснила «МК» директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, свидетельствует о многом:

- Вопрос образовательных кредитов из-за общей экономической ситуации становится сейчас крайне актуальным. Наш опрос на эту тему начала 2000-х годов показал: представители среднего класса редко брали образовательные кредиты, предпочитая брать взаймы на высшее образование детей у друзей и родных. Но малообеспеченные семьи были готовы это сделать, и причина проста: им просто больше неоткуда было взять эти деньги. Сейчас платежеспособность семей падает, и для многих, возможно, образовательный кредит также станет единственной возможностью найти средства на обучение детей, если тем не досталось бюджетных мест. Таких случаев, кстати, будет немало, ведь если обычно доля тех, кого примут на бюджет, составляет около 57% от численности выпускников школы, то в этом году с учетом дополнительно выделенных бюджетных мест принять смогут примерно 60%. Это, конечно, неплохой показатель. Тем не менее сотни тысяч первокурсников, будут оплачивать учебу за свой счет. Кроме того, многие из тех, кто поступили раньше и уже учится на платной основе не смогут оплачивать продолжение учебы — например, если родители потеряют работу или подработок лишатся сами эти ребята. Думаю, потребуются специальные меры по их поддержке, и образовательный кредит может стать одной из них. Весь вопрос только в условиях предоставления таких кредитов, но их постараются сделать достаточно приемлемыми.

Разъяснила эксперт и феномен неудовлетворения властями спроса абитуры на подготовку по айти-специальностям, вроде бы, так нужных сегодня самому государству:

- Возможно, за небольшой разницей в спросе выпускников на получение высшего образования в области компьютерных и информационные наук (12%) и предложением со стороны государства (с учетом платного набора прием на ИКТ и близкие направления подготовки и специальности составил 8% от общего приема) стоят некоторая недостаточность базы и нехватка людей, которые этому будут учить. Кроме того, будущие молодые специалисты, которых набирают сейчас, придут в экономику самое раннее через 4 года. А в каком объеме и какого качества будут тогда нужны айтишники, пока не очень понятно — они остро необходимы сейчас.

Что же касается общих предпочтений выпускников, то, по оценке Клячко, «говорить о преобладании среди молодежи желающих изучать естественно-научные дисциплины преждевременно. Хотя интерес к ним растет и это положительный тренд. Действительно, согласно опросам «Вышки», естественно-научные направления — химия, физика, биология - выбрали 17% выпускников школы. Но экономику и менеджмент выбрали те же 17%, образование и педнауки — 15%, а гуманитарные направления — 13%. Значительно вырос и запрос абитуриентов на медицинское образование – 12% в этом году против 8-10% в прошлые годы».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28317 от 22 июля 2020

Заголовок в газете: Нужны ли стране айтишники