Толпы верующих со всей Турции собрались возле собора рано утром в пятницу, 24 июля, для проведения первой за последние десятилетия молитвы, передает издание Daily Sabah. Они проходили через специальные контрольно-пропускные пункты, окружающие исторический центр Стамбула. Сообщалось, что безопасность граждан обеспечивали примерно 17 тысяч сотрудников правоохранительных органов.
Доступ в собор Святой Софии был перекрыт на период визита правительственной делегации. Как раз в это время на его территорию в маске прибыл турецкий лидер Реджеп Эрдоган в сопровождении главы управления по связям, Фахреттина Алтуна, а также главы управления по делам религий (Diyanet), Али Эрбаша.
«Великая мечеть Святой Софии — это культурное наследие всего человечества, - сказал президент во время пятничного богослужения. – Она была мечетью, и ей вернули обратно этот статус».
Открытие мечети началось с молитвенной программы, подготовленной управлением по делам религии. Перед ее началом турецкий лидер прочитал аяты из Корана. Намаз с мечом в руке возглавил Али Эрбаш, прочитав специальную проповедь, озаглавленную, как «Айя-София: знак завоевания, наше доверие Фатиху» (султану Мехмеду II).
«Тоска, которая вызвала глубокую боль в сердцах нашего народа, подошла к концу, - сказал Эрбаш, добавив, что эта мечеть, как и все другие, будет открыта для людей разных национальностей. – Сегодня тот день, когда верующие стоят в молитве со слезами радости. Сегодня день чести и смирения».
Турецкий лидер сообщил, что министерство культуры и туризма проведет реставрационные работы внутри и снаружи мечети. «Надеюсь, что вместе с этими работами наш собор Святой Софии обретет иное, более выразительное строение», - отметил Эрдоган. На время богослужения все христианские мозаики и фрески были затемнены при помощи специального освещения, либо закрыты занавесками.
После пятничного намаза лидер Турции и председатель Партии националистического движения (ПНД) Девлет Бахчели посетили гробницу османского султана Мехмеда II Завоевателя, который захватил Константинополь и превратил 900-летнюю византийскую церковь в мечеть, достроив вокруг нее четыре минарета.
Являющийся своего рода «визитной карточкой» Стамбула собор Святой Софии был построен в Византийской империи. После захвата в 1453 году Константинополя турками-османами собор был переделан в мечеть. Однако с 1935 года, согласно декрету бывшего президента Турции Мустафы Ататюрка, собор имеет статус музея. Помимо этого, с 1985 года он включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мусульманские молитвы зазвучали в соборе Святой Софии спустя всего две недели после того, как 10 июля Госсовет Турции (высший административный суд страны) вынес решение о лишении собора статуса музея. Спустя несколько часов после решения суда Реджеп Эрдоган опубликовал указ, согласно которому собор будет открыт для проведения в нем богослужений.
Подобную инициативу турецкого лидера оценили далеко не все. Глава Константинопольской православной церкви патриарх Варфоломей решительно выступил против превращения Святой Софии в мечеть. Ранее он заявлял, что подобное преобразование разочарует христиан и расколет Восток и Запад.
За судьбой собора пристально следила и Греция, поскольку именно она видит себя современной преемницей православной Византийской империи. В Афинах не раз заявляли о том, что историческое здание является символом мира между разными религиями и цивилизациями. Поэтому его преобразование в мечеть разжигает национальный и религиозный фанатизм.
Более того, решение Турции резко осудил и президент США Дональд Трамп на встрече с архиепископом Америки Константинопольской православной церкви Элпидофором в Белом доме, передает Афинское агентство новостей АМНА.
«После запланированной 30-минутной встречи, которую архиепископ Элпидофор провел с вице-президентом США Майклом Пенсом в Вашингтоне, Трампу сообщили о том, что в Белом доме находится архиепископ, он пригласил его в свой кабинет и обсудил с ним все критические темы в течение 15 минут», – отмечает агентство.
Сообщается, что американский лидер выглядел крайне раздраженным из-за новостей о соборе. Он был крайне возмущен тем, что турецкое руководство нарушают свободу религиозных меньшинств в стране. Более того, он назвал себя «помощником и сторонником эллинизма», добавив, что «немедленно приступит к необходимым вмешательствам».