Представитель рабочей группы по разработке закона о наказании за домогательства, адвокат Юлия Андреева сообщила «МК», что авторы будут готовы внести проект в Госдуму в середине осени. Согласно проекту, под определение харассмента будут попадать не только домогательства на рабочем месте, но и оскорбительные высказывания с сексуальным подтекстом.
— Перед тем, как вводить норму в закон, нужно, чтобы она сформировалась в обществе. То, что мы видим в последние дни, говорит о том, что эта социальная норма формируется, заявления о домогательствах вызывают острую реакцию. Еще год назад, спросив людей об их отношении к харассменту, можно было услышать мало ответов, а сегодня каждый третий сможет выразить свое видение нормы. Поэтому последние события позволят сделать обсуждение закона в Думе более успешным, — заявила Юлия Андреева.
Один из авторов другого законопроекта о домогательствах, депутат Госдумы Оксана Пушкина, считает, что административное наказание может быть предусмотрено только в первый раз — за повторные нарушение виновникам может грозить уголовное преследование. Пока проект Оксаны Пушкиной предусматривает штрафы от 40 до 50 тыс. рублей, и до 80 тыс. рублей за повторное нарушение.
— В ситуации «кто прав, кто виноват» разбираться бессмысленно, пока это понятие не закреплено на законодательном уровне. Ни один из Российских законов не предусматривает способов и механизмов защиты от сексуального насилия при осуществлении профессиональных обязанностей. Практика применения и многочисленные обращения от граждан, поступающие в мой адрес, говорят о необходимости дополнения существующих норм КоАПа и УК РФ, — рассказала «МК» Оксана Пушкина. – Я бесконечно благодарна девушкам, которые назвали имена и рассказали свои истории. Информацию о насилии нельзя держать в себе, но нужно быть очень-очень смелой и сильной, чтобы пережить волну.
Заслуженный юрист России Михаил Барщевский, напротив, считает, что развернувшаяся кампания в Интернете больше похожа на охоту за «хайпом», когда неизвестные люди хотят добиться упоминания их имени рядом с известными.
— То, что сейчас происходит, похоже на желание хайпануть или недопонимание. Надо разделять термины изнасилование, домогательства и ухаживание. Изнасилование — это одно, это уголовно наказуемое преступление, попытки добиться секса с использованием служебного положения — это то, что на Западе называется харассмент, для этого у нас тоже есть статья. Государство должно вмешиваться только, когда два субъекта находятся в неравном положении. Домогательствам подвергаются не только женщины, но и мужчины, но об этом меньше говорят.
Продюсер Иосиф Пригожин также не видит оснований для публичной дискуссии о том, что произошло в отношениях между людьми много лет назад.
— Действительно, есть проблема с домогательствами. Но это пытаются сделать модным трендом, акцентировать на этом внимание, вынести факты частной жизни на публику. Это катастрофа. Мир построен на человеческих желаниях, секс и питание необходимы для организма, многие соглашаются на это добровольно, а потом говорят, что произошло насилие. Надо либо сразу об этом говорить и «снимать побои», либо не рассказывать о том, что было 10-15 лет назад.