ГИБДД назвала главные причины ДТП с велосипедами

Велосипедисты виноваты лишь в трети дорожных происшествий

С некоторых пор у 22-го дня сентября появилась еще одна почетная «должность»: теперь это еще Всемирный день без автомобиля. А когда разговор заходит о «безмоторном» способе передвижения, первое, что приходит на ум, — велосипед. В столичном регионе рост интереса к езде на них наблюдается уже не первый год. Однако такой «педальный бум» имеет и негативную сторону: неуклонно растет количество ДТП с участием велосипедистов. Мы попытались проанализировать статистику последних лет.

Велосипедисты виноваты лишь в трети дорожных происшествий

В популярной соцсети привлекла внимание публикация одного из энтузиастов велосипедного движения. Этот человек не поленился проштудировать имеющиеся в открытом доступе документы Госавтоинспекции и собрал воедино статистику дорожных происшествий в Москве с участием велосипедистов за последние 5 лет. Вот некоторые характерные показатели.

Согласно «карточкам ДТП», имеющимся на сайте со статистикой ГИБДД, за период с 2015 по 2019 гг. зафиксировано 1198 дорожно-транспортных происшествий, в которых «засветились» велосипедисты. По результатам проведенных инспекторами расследований, более половины этих ЧП (53%) случилось по вине водителя, и лишь около трети аварий (32%) произошло из-за неправильного поведения велосипедиста. В остальных случаях отмечена обоюдная вина участников.

В ДТП пострадало 1188 велосипедистов, из которых 16 погибло, а еще 385 получили тяжелые или средние травмы. По сравнению с этим «моторизованная» публика отделалась малой кровью: погиб один мотоциклист, а четверо автомобилистов получили средние или тяжелые травмы.

Очень красноречиво выглядят данные, характеризующие распределение ДТП по их причинам.

Согласно статистике ГИБДД, абсолютным лидером с большим отрывом является несоблюдение очередности проезда перекрестков. Это стало причиной почти 38% всех ДТП с участием велосипедистов. Однако вина в случившихся таких авариях чаще всего лежит на водителях автомобилей: на их совести практически четыре из каждых пяти подобных происшествий.

На втором месте — нарушение правил перестроения при движении по улицам и дорогам. Это стало причиной около 10% всех «велосипедных ДТП». Но и здесь документы свидетельствуют не в пользу автомобилистов: они вдвое чаще оказывались «обидчиками» велосипедистов, подрезав их, «спихнув» на опасный участок мостовой или обочину и спровоцировав тем самым наезд или падение…

Зато третье место данного рейтинга (около 8%) — целиком «заслуга» велосипедистов. Речь идет о ДТП, произошедших на «зебре» — когда велосипедист пересекает проезжую часть по пешеходному переходу, оставаясь в седле.

Приблизительно столько же случаев, окончившихся аварией, связано с игнорированием сигналов светофора. И этим тоже куда больше грешат велосипедисты. Зато их моторизованные «противники» с лихвой «отыгрались», гораздо чаще создавая аварийную ситуацию при проезде пешеходных переходов. На их совести — чуть ли не 9 наездов на спешившихся для перехода улицы велосипедистов из каждых десяти!

Прокомментировать ситуацию мы попросили вице-президента Велотранспортного союза Станислава Худатова.

— Перекрестки — это действительно для велосипедистов больное место. Даже регулируемые. Причем не следует однозначно обвинять водителей авто в откровенно дискриминационных настроениях по отношению к велосипедистам. Конечно, есть среди «водил» и такие, которые считают, что человек на велосипеде в любом случае должен всем уступать дорогу. Но бывает немало случаев, когда нас «обижают» непреднамеренно. Водитель может по рассеянности при повороте направо не включить поворотник, или же велобайкер, едущий рядом, окажется у него в «мертвой зоне».

Поэтому всем коллегам по велоувлечению могу посоветовать: в любом случае, приближаясь к очередному перекрестку, даже к месту примыкания второстепенной дороги, сбавляйте скорость и удваивайте внимание. Так вы себя убережете от печальных последствий при встрече с водителем-«фокусником». Лучше притормозить и пропустить такого, даже если вы имеете преимущественное право на проезд.

— Доводилось слышать возражения на сей счет от веломанов: мол, тем самым мы «избалуем» автомобилистов...

— Давайте включим логику. Что для велосипедиста лучше? Уступить дорогу выруливающей — даже вопреки правилам — перед ним машине или угодить под колеса к такому неадеквату, ценой своего здоровья, а может, даже жизни доказав ему, что он не прав? Думаю, для всех ответ очевиден.

А вот с ездой по «зебре», на мой и моих коллег взгляд, все не так очевидно. Дело в том, что обязательный согласно ПДД процесс спешивания с велосипеда для пересечения улицы по обозначенному переходу чреват дополнительными опасностями. Велосипедист при выполнении такой процедуры может потерять равновесие, особенно если велосипед груженый. А внезапно для всех упав, он и пешеходов может зацепить, и под колеса проезжающего авто угодить.

— В 2015 году, когда готовились поправки в Правила дорожного движения, Минтранс обратился к нашему Велотранспортному союзу с просьбой дать свои предложения. И одно из них было как раз по поводу разрешения езды на вело по «зебре». Увы, тогда эту идею отклонили. А ведь во многих западных странах узаконен процесс именно переезда, а не перехода улицы на велосипеде. Причем там для этого рядом с «зеброй» размечена на асфальте специальная велополоса. Таким образом, велосипедисты не мешают движению пешеходов. У нас подобную разметку почти нигде не встретишь.

— Но ведь многие, в том числе и сотрудники ГИБДД, говорят, что велосипедист, едущий, а не идущий по уличному переходу, создает для себя дополнительную угрозу и может помешать обычным пешеходам...

— Последнее легко решается устройством упомянутых велополос рядом с «зебрами». А что касается увеличения вероятности ДТП на «зебре»… Приведенная выше статистика показывает, что немалое количество наездов на велосипедистов происходит даже тогда, когда они послушно спешиваются и ведут своих «железных коней» через дорогу «в поводу». Лихач или зазевавшийся водитель «стукнут» даже такого.

Поэтому «зебровая» проблема может быть в значительной степени нивелирована, если все мои «коллеги по колесу» будут при пересечении улицы — даже оставаясь в седле — соблюдать несложные правила: максимально сбавить скорость, не создавать помех для идущих рядом пешеходов и, выезжая на переход, обязательно посмотреть, не несется ли кто-то лихой на автомобиле.

К слову сказать, по нынешним ПДД любой велосипедист, пострадавший при наезде на него при пересечении улицы по «зебре» в седле, автоматически становится виновником происшествия. На нерегулируемом переходе водитель даже не обязан тормозить и уступать ему дорогу, поскольку такой человек формально является не пешеходом, а велосипедистом, который в нарушение правил заехал на пешеходный переход…

— А что скажете о проблемах из-за нарушения правил перестроения?

— Не снимая вины с невнимательных водителей, опять-таки буду апеллировать к своим коллегам-велосипедистам: не ослабляйте внимания, держите безопасную дистанцию, будьте готовы к неожиданным маневрам двигающихся рядом автомобилей.

Более спокойный режим езды может быть обеспечен, если двигаться как можно ближе к обочине. Однако, к сожалению, это же может стать и причиной аварии. Довольно часто состояние края проезжей части на дорогах оставляет желать лучшего, а из-за неровностей и ям можно упасть, да еще под колеса! Другой «засадой» для велосипедистов являются решетки водостоков, расположенных у обочины. Почти все они традиционно сделаны с продольными прорезями. Если в такую прорезь попадет колесо велосипеда, не миновать падения и поломки байка. На Западе это обстоятельство уже давно учли и делают решетки с поперечными прорезями.

А в целом, по моим наблюдениям, за последние годы пиетет автомобилистов к велосипедистам у нас значительно вырос. Думается, культура вождения — и у тех, и у других — будет впредь только расти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28370 от 22 сентября 2020

Заголовок в газете: Страдания педального коня