В разгар Рамадана «Умму» приравняли к ОПГ

Для правоверных это шок

Умма – на языке Корана община людей, так же называется издательство, основателя и руководителя которого сегодня заключил под стражу московский суд. 58-летнего книгоиздателя Асламбека Эжаева подозревают в замаскированном под торговлю книгами финансировании терроризма. Мнения российских экспертов по этому поводу резко разделились, единодушны они в одном: арест главы «Уммы» в разгар священного месяца Рамадан – очень показательный шаг (чтобы не сказать вызов) для всей российской Уммы – мусульманского сообщества. Мы выслушали обе стороны, и будем наблюдать за развитием событий.

Для правоверных это шок

По сообщению адвоката задержанного, Пресненский суд Москвы вынес решение заключить его подзащитного под стражу до 27 июня накануне вечером, а сегодня его отправили в СИЗО №7 Москвы на карантин. Задержали Эжаева 28 апреля утром в собственной квартире. Как пояснил защитник, по версии следствия, на банковскую карту Эжаева поступали разные суммы от разных людей, а он оказывал ими материальное содействие  запрещенной в РФ исламской террористической организации. Адвокат уверяет, что на самом деле все эти деньги были оплатой оптовиков за книги. 

В официальных сообщениях российских правоохранителей говорится, что 58-летний фигурант задержан в порядке ст. 91 УПК РФ, так как является руководителем издательства, которое организовало сбор средств для членов «Исламского государства» (ИГ, ранее ИГИЛ, признано террористической организацией и запрещено в России по решению суда) и оказывало содействие террористической деятельности с декабря 2012-го года, переведя через онлайн-приложение российского банка в общей сложности свыше 34 млн руб на счета лиц, предполагаемых террористов, объявленных в РФ в федеральный розыск. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 205.1 УК - финансирование терроризма.

Но с 2012 года – это почти десятилетие безнаказанной помощи убийцам невинных людей! Может ли такое оставаться незамеченным в центре российской столицы (официально зарегистрированный издательский дом «Умма» работает на улице Красина с 2002 года). Что же мы знаем о его основателе?

Асламбек Каспиевич Эжаев родился 1 января 1963 года в горном селе Шатой бывшей Чечено-Ингушской АССР. В 1985 году закончил нефтяной институт в Грозном, в 1989-м пришел в книгоиздательское дело. Если верить Исламской энциклопедии, где Эжаев упомянут как создатель первого в России мусульманского издательского дома, Ислам Асламбек Каспиевич принял уже в зрелом возрасте. Издательство «Умма» он организовал в 2002-м году, цель проекта – издание качественной исламской литературы, соответствующей условиям российского рынка. «UMMAH - независимая коммерческая организация, не входит в состав ни духовных управлений, ни благотворительных фондов, но готово сотрудничать со всеми, кто хочет помочь нести слово Аллаха на земле. Главным побудительным мотивом к началу работы стало наше желание послужить тем верующим, которые во всём повинуются Аллаху, основывают свои взгляды на Священном Коране и Пречистой Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)» - сказано на официальном сайте издательства. 

По отзывам коллег по цеху, работала «Умма» главным образом с трудами классических богословов, а также с редакторами и переводчиками-арабистами, избегая авторов с какими-либо крайними взглядами. С самого первого года своей работы «Умма» участвовала в разнообразных книжных ярмарках. В 2005-м Эжаев при содействии Совета муфтиев России и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям учредил литературную премию «Исламский прорыв» и презентовал ее на 18-й Московской международной книжной выставке-ярмарке в присутствии множества видных российских литераторов и общественных деятелей. Летом 2019 года одно из СМИ Татарстана включила Эжаева в рейтинг «Топ-100 влиятельных мусульман России».

То есть, за 20 лет ни единой неприятности до сегодняшнего дня? Не совсем. В конце нулевых Эжаев стал фигурантом уголовного дела по ст. 282 УК РФ (разжигание национальной и межрелигиозной розни). Выпущенная в его издательстве книга «Личность мусульманина», написанная в X веке арабским математиком, астрономом и законоведом Мухаммадом Аль-Хашими, была признана экстремистской решением Бугурусланского городского суда Оренбургской области от 6 августа 2007 года. Несмотря на многовековую пыль «экстремистского пособия», в результате скандала Эжаев был отстранён от занимаемой им в то время общественной должности председателя мусульманской общины «Алиф» при Московском исламском университете.

А летом прошлого года по результатам более чем двухлетнего изучения изданного в ИД «Умма» Корана в толковании Абд ар-Рахмана ас-Саади (исламский богослов и толкователь священных текстов) и переводе Эльмира Кулиева (азербайджанский учёный, религиовед, исламовед и философ) в его первом томе обнаружил признаки экстремизма Красноглинский райсуд Самары. Изучать  священную книгу мусульман самарских судейских вынудил иск от местной прокуратуры, так как книгу нашли во время обысков в подпольной салафитской молельне под Самарой. «Если так пойдет, то Коран в любой его редакции запретят!» - прокомментировали тогда адвокаты ИД «Умма», подавая апелляцию.

Вскрытием масштабной сети, пропагандирующей экстремизм, считает арест Эжаева российский исламовед Роман Силантьев.

- Эжаев – крупнейший издатель ваххабитской литературы, издавший миллионы экземпляров – гораздо больше, чем в России ваххабитов. К тому же, под эгидой Совета муфтиев, у которого есть договор с ФСИН, Эжаев имеет возможность поставлять издания, пропагандирующие ваххабитскую идеологию, в места заключения - колонии и тюрьмы. В силу чего тюремные джамааты (группы мусульманской взаимопомощи – авт.) получают мощную идеологическую подпитку и возможность массово снабжать необходимой литературой отбывающих наказание экстремистов и террористов, которую они используют для вербовки других заключенных. В итоге из наших тюрем выходит больше экстремистов, чем туда попало.

Тем временем Духовное управление мусульман России (ДУМ РФ) официально заявило, что Асламбек Эжаев в штате Совета муфтиев России не числится, а в его деятельности принимал участие лишь участие на правах члена экспертного совета. К ому же, в находящемся под управлением муфтия Равиля Гайнутдина Совете сейчас идет реорганизация.

- Это показательная расправа с исламской литературой в России, - уверен российский политический и общественный деятель, публицист и правозащитник Максим Шевченко. – Эжаев издает самую лучшую литературу на тему ислама, его книги продаются во всех мечетях, а само он - знаковая фигура для российской Уммы (сообщество мусульман России). Все российские муфтии прекрасно знают Эжаева, и никто из них ни разу с ним не конфликтовал, хотя даже сами муфтии регулярно между собой конфликтуют как по идеологическим вопросам, так и по прочим. Эжаев очень интеллигентный, образованный и мягкий человек, из «радикального» у него только борода. Его обвиняют в сборе денег для запрещенных организаций, а вы зайдите в его соцсети, где открыто написано, что присылайте деньги, есть возможность издать такую-то книгу. Это обычный фандрайзинг (привлечение ресурсов для осуществления общественных и благотворительных проектов, не имеющих коммерческой выгоды), который сегодня  используют все издательства, а не только  исламские. Сеть облетело видео с обыска, где у Эжаева нашли печать, которая найдется у любого, кто занимается бизнесом, деньги, которые и у вас наверняка есть, и книги, которые должны быть в доме любого культурного человека. Шприцы даже комментировать не хочу – стыдно. Предполагаю, что Асламбек мог пасть жертвой борьбы между собой разных российских мусульманских структур за влияние и бюджет. Но как бы то ни было, это подрыв позиции президента по взаимодействию с российской Уммой. Ведь подобную расправу над Эжаевым в разгар священного месяца Рамадан российская мусульманская община не может  воспринимать иначе как расправу государства над исламской наукой, книгоизданием и собственно Уммой. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру