Закон о просветительской деятельности глазами ректоров: «Придумаем, как мимикрировать»

Чтобы позвать видного ученого на лекцию, нужна справка об отсутствии судимости

С 1 июня вступил в силу пресловутый закон о просветительской деятельности. Он ограничивает просветительскую работу граждан и обязывает образовательные организации получать разрешение в органах госвласти, чтобы подписать договор с иностранцем - например, на чтение лекции. Мы узнали, как приспосабливаются к новому закону в вузах.

Чтобы позвать видного ученого на лекцию, нужна справка об отсутствии судимости

тестовый баннер под заглавное изображение

Интересно, что во многих вузах высказаться по поводу новорожденного закона согласились исключительно на условиях анонимности. И это, согласитесь, говорит о многом. Вот что говорят наши собеседники.

- Устанавливать железный занавес в образовании и науке в сегодняшнем мире — чистое безумие! Но самое неприятное, что складывается ощущение: это — только начало. Дальше примутся за нас, ведь кому-то из чиновников обязательно придет в голову: давайте-ка сходим к ним на лекции и семинары, посидим и послушаем: а всё ли правильно они рассказывают студентам?!

- Ограничение международной деятельности есть полное разрушение связей с иностранными учеными, и сильнее всего пострадают естественники: оторвавшись от мировой науки, они отстанут от нее на 30-40 лет! Настоящая наука не может развиваться в одной, отдельно взятой стране — если, конечно, это не Северная Корея. Иначе придется постоянно изобретать велосипед: приказали тебе, скажем, не ехать на международную конференцию — и ты не узнал, что тот или иной велосипед уже изобрели, и тратишь время, силы (и госресурсы) впустую, на изобретение того, что давно сделано. Или хуже того: пообщался с иностранным ученым без санкции — и тебе тут же прилетело обвинение в госизмене... Это же чистый Салтыков-Щедрин с его «держать и не пущать!»

- Больше всего пострадают самые образованные, увлеченные люди — реальные просветители, которые читают лекции и водят экскурсии! Ну и что, если они — не музейные работники! Официальный статус гида — не гарантия высокого качества работы, а знания не зависят от наличия «разрешающего» документа! И потом, а судьи кто? Кто будет давать разрешение? Знаете, один из руководителей советского Агитпропа 1920-х годов на докладной с идеей переработки книги Бориса Савинкова в сценарий фильма «Конь бледный» наложил резолюцию: «Я сумлеваюсь!» Теперь мы все встанем в очередь за подобными резолюциями...

Лишь в нескольких вузах с нами рискнули поговорить открыто.

Ректор Российского нового университета Владимир Зернов:

- Пока действия закона о просветительской деятельности мы на себе не ощутили, но к нему есть серьезные вопросы. Например, порядок приглашения в российские вузы звезд мировой науки.

В РосНОУ, скажем, неоднократно приезжал глава Нобелевского комитета Михаэль Нобель. И что, его теперь тоже надо будет согласовывать? А сколько на это уйдет времени? Если месяц, то мы не будем успевать с согласованиями, а, значит, не сможем привлекать к образовательному процессу мировых звезд первой величины.

Другой вопрос — как быть с сетевым взаимодействием вузов. К примеру, у РосНОУ несколько десятков партнеров по такому взаимодействию: только по IT-направлению — с Индией, Китаем, США. И все эти программы также потребуют утверждения? Наша международная деятельность и так идет достаточно сложно. А если она усложнится еще больше, это будет печально!

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:

- Министерство уже выпускало проект нормативного акта, который должен регулировать просветительскую деятельность в школах, вузах, музеях и НИИ, но он подвергся сильной критике. Проблема была в нереалистичной забюрократизированности процедур.

Для того, чтобы позвать видного ученого даже на одну лекцию, необходима справка об отсутствии судимости. А общественных деятелей - не ученых вообще на просветительские мероприятия приглашать нельзя - у них нет практики преподавания. Все это абсолютно нереалистично.

Поэтому сейчас ждем обновленный документ, возможно там что-то поправят. Если же и в обновленном документе останутся те же позиции, что и в первоначальной редакции, то будем искать выходы. Например, если мы приглашаем кого-то для просветительской деятельности, то в новых условиях будем приглашать для консультационной деятельности. Или лекции того или иного просветителя заранее разместим на YouTube, так как согласно министерскому документу, лекции на YouTube никак не регулируются. А после прослушивания преподавателями или студентами таких электронных лекций, будем оформлять вопросы и задавать их. Это уже будет не просветительство, а консультирование. Придумаем, как мимикрировать под какую-то иную непросветительскую деятельность.

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов:

- Закон ужасен: его резиновые формулировки позволяют бить им как кувалдой кого угодно. Утешает одно: пока у него нет нормативной базы, а потому закон хоть и вступил в силу, но применен быть не может. Но лучше его вообще отменить, ведь иначе не то что пригласить прочитать лекцию зарубежного коллегу, но и провести обычную конференцию в России будет невозможно: пришлось бы заключать договоры со всеми ее участниками, на что, разумеется, никто не пойдет.

В эпоху интернета такой закон вообще бессмыслен, и все, что он сможет сделать — превратить в кошмар жизнь наших школ, вузов и научных институтов.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28550 от 2 июня 2021

Заголовок в газете: Вузы эпохи беспросвета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру