Закон о просветительской деятельности глазами ректоров: «Придумаем, как мимикрировать»

Чтобы позвать видного ученого на лекцию, нужна справка об отсутствии судимости

С 1 июня вступил в силу пресловутый закон о просветительской деятельности. Он ограничивает просветительскую работу граждан и обязывает образовательные организации получать разрешение в органах госвласти, чтобы подписать договор с иностранцем - например, на чтение лекции. Мы узнали, как приспосабливаются к новому закону в вузах.

Чтобы позвать видного ученого на лекцию, нужна справка об отсутствии судимости

Интересно, что во многих вузах высказаться по поводу новорожденного закона согласились исключительно на условиях анонимности. И это, согласитесь, говорит о многом. Вот что говорят наши собеседники.

- Устанавливать железный занавес в образовании и науке в сегодняшнем мире — чистое безумие! Но самое неприятное, что складывается ощущение: это — только начало. Дальше примутся за нас, ведь кому-то из чиновников обязательно придет в голову: давайте-ка сходим к ним на лекции и семинары, посидим и послушаем: а всё ли правильно они рассказывают студентам?!

- Ограничение международной деятельности есть полное разрушение связей с иностранными учеными, и сильнее всего пострадают естественники: оторвавшись от мировой науки, они отстанут от нее на 30-40 лет! Настоящая наука не может развиваться в одной, отдельно взятой стране — если, конечно, это не Северная Корея. Иначе придется постоянно изобретать велосипед: приказали тебе, скажем, не ехать на международную конференцию — и ты не узнал, что тот или иной велосипед уже изобрели, и тратишь время, силы (и госресурсы) впустую, на изобретение того, что давно сделано. Или хуже того: пообщался с иностранным ученым без санкции — и тебе тут же прилетело обвинение в госизмене... Это же чистый Салтыков-Щедрин с его «держать и не пущать!»

- Больше всего пострадают самые образованные, увлеченные люди — реальные просветители, которые читают лекции и водят экскурсии! Ну и что, если они — не музейные работники! Официальный статус гида — не гарантия высокого качества работы, а знания не зависят от наличия «разрешающего» документа! И потом, а судьи кто? Кто будет давать разрешение? Знаете, один из руководителей советского Агитпропа 1920-х годов на докладной с идеей переработки книги Бориса Савинкова в сценарий фильма «Конь бледный» наложил резолюцию: «Я сумлеваюсь!» Теперь мы все встанем в очередь за подобными резолюциями...

Лишь в нескольких вузах с нами рискнули поговорить открыто.

Ректор Российского нового университета Владимир Зернов:

- Пока действия закона о просветительской деятельности мы на себе не ощутили, но к нему есть серьезные вопросы. Например, порядок приглашения в российские вузы звезд мировой науки.

В РосНОУ, скажем, неоднократно приезжал глава Нобелевского комитета Михаэль Нобель. И что, его теперь тоже надо будет согласовывать? А сколько на это уйдет времени? Если месяц, то мы не будем успевать с согласованиями, а, значит, не сможем привлекать к образовательному процессу мировых звезд первой величины.

Другой вопрос — как быть с сетевым взаимодействием вузов. К примеру, у РосНОУ несколько десятков партнеров по такому взаимодействию: только по IT-направлению — с Индией, Китаем, США. И все эти программы также потребуют утверждения? Наша международная деятельность и так идет достаточно сложно. А если она усложнится еще больше, это будет печально!

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко:

- Министерство уже выпускало проект нормативного акта, который должен регулировать просветительскую деятельность в школах, вузах, музеях и НИИ, но он подвергся сильной критике. Проблема была в нереалистичной забюрократизированности процедур.

Для того, чтобы позвать видного ученого даже на одну лекцию, необходима справка об отсутствии судимости. А общественных деятелей - не ученых вообще на просветительские мероприятия приглашать нельзя - у них нет практики преподавания. Все это абсолютно нереалистично.

Поэтому сейчас ждем обновленный документ, возможно там что-то поправят. Если же и в обновленном документе останутся те же позиции, что и в первоначальной редакции, то будем искать выходы. Например, если мы приглашаем кого-то для просветительской деятельности, то в новых условиях будем приглашать для консультационной деятельности. Или лекции того или иного просветителя заранее разместим на YouTube, так как согласно министерскому документу, лекции на YouTube никак не регулируются. А после прослушивания преподавателями или студентами таких электронных лекций, будем оформлять вопросы и задавать их. Это уже будет не просветительство, а консультирование. Придумаем, как мимикрировать под какую-то иную непросветительскую деятельность.

Сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Андроник Арутюнов:

- Закон ужасен: его резиновые формулировки позволяют бить им как кувалдой кого угодно. Утешает одно: пока у него нет нормативной базы, а потому закон хоть и вступил в силу, но применен быть не может. Но лучше его вообще отменить, ведь иначе не то что пригласить прочитать лекцию зарубежного коллегу, но и провести обычную конференцию в России будет невозможно: пришлось бы заключать договоры со всеми ее участниками, на что, разумеется, никто не пойдет.

В эпоху интернета такой закон вообще бессмыслен, и все, что он сможет сделать — превратить в кошмар жизнь наших школ, вузов и научных институтов.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28550 от 2 июня 2021

Заголовок в газете: Вузы эпохи беспросвета

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру