Шестьсот труб и полуистлевший труп: названые самые необычные памятники мира

Мы подобрали восемь парадоксальных монументов

На днях в нью-йоркском районе Бруклин открыли памятник нынешнему «герою всея Америки» чернокожему Джорджу Флойду, погибшему при задержании его полицией. Многие, недоумевая, обратили внимание на то, что автор сделал бюст этого человека с характерными афроамериканскими чертами лица из белого материала. Столь откровенный парадокс отнюдь не исключение. «МК» предлагает подборку самых удивительных памятников, установленных в честь реально живших людей.  

Мы подобрали восемь парадоксальных монументов

Новый памятник установлен в честь человека, гибель которого (при задержании полицией по подозрению в использовании фальшивой купюры) стала причиной массовых беспорядков и возникновения в США движения Black Lives Matter. Бюст Джорджа Флойда – огромный, высотой почти 2 метра. Автор, американский скульптор Крис Карнабучи использовал оригинальный прием: он будто «собрал» объемный портрет из многочисленных горизонтальных профилей, придающих всему произведению весьма своеобразный «рифленый» вид.

Но не эта своеобразность стала причиной бурных обсуждений и высказываемого многими американцами недовольства, а то, что Карнабучи создал фактически «негатив» - скульптурный портрет темнокожего афроамериканца выполнен из светлого, почти белого материала.

А сейчас из Нью-Йорка пришла информация, что бруклинский памятник Флойду подвергся нашествию неких вандалов: под покровом ночи они измазали лицо скульптуры черной краской. Возможно, таким образом кто-то из непримиримых оппонентов скульптора Карнабучи решил исправить допущенную им «бестактность», выразившуюся в отбеливании афроамериканца.

Впрочем протестующие против такого «цветного унижения» Флойда могут сильно поубавить накал своего негодования, если взглянут на некоторые другие чудо-памятники, установленные в честь реально живших людей в городах разных стран.

Полюбуйтесь полуистлевшим трупом

Самым ранним по времени создания в нашем «хит-параде» является памятник Рене де Шалону, принцу Оранскому. В далеком 1544 году он принял участие в осаде города Сен-Дизье и получил смертельное ранение. По легенде в последние минуты жизни этот вельможа высказал необычное пожелание. 25-летний Рене де Шалон завещал сделать в память о нем памятник-скульптуру, но изобразить тело таким, как оно будет выглядеть спустя много времени после смерти.

Необычное завещание было выполнено его женой Анной Лотарингской. По ее заказу французский мастер Лижье Рише изваял принца Оранского в виде полуистлевшего трупа. Скульптору удалось с удивительной достоверностью воспроизвести все анатомические особенности сильно разложившегося тела. Столь необычная статуя высотой 177 см была установлена в нише храма Сен-Этьенн во французском городе Бар-ле-Дюк. Одна рука мраморного принца Оранского прижата к груди, а на ладони другой руке он держит... сердце. Сейчас это гипсовое изображение, но есть информация, что первоначально в руке статуи находился ларец, в котором было спрятано настоящее сердце Рене де Шалона. Увы, впоследствии ларец куда-то пропал. Скульптура даже получила название «Памятник сердцу Рене де Шалону», хотя чаще ее называли в обиходе иначе: «Скелет».

Проходящий сквозь стену

У парижан и гостей столицы Франции есть возможность полюбоваться специфически увековеченным в бронзе и камне французским писателем Марселем Эме. Этот автор популярных произведений всю свою жизнь прожил на Монмартре и скончался в 1967 году. С одобрения мэрии Парижа позднее ему был установлен здесь памятник. При том - очень необычного вида.

По задумке автора монумента, этот мастер литературного слова будто выходит к людям из каменной стены. Судя по масштабам, рост бронзового Марселя Эме больше натуры – около 2 метров. Однако зритель видит лишь небольшую часть фигуры человека. Сквозь каменный монолит «протиснулись» только голова, торс писателя с правой его рукой, кисть левой руки и правая нога. Все остальное вроде как скрыто в толще камня и бетона. (Вот молодец автор: сумел за счет столь необычной композиции «сэкономить» на изготовлении фактически двух третей полноценной скульптуры!)

Даже на фотографиях хорошо видно, что левая кисть отполирована до блеска. Это следы бесконечных рукопожатий, которыми обмениваются с мсье Марселем многочисленные туристы и прохожие из числа местных жителей. Существует примета, что такое рукопожатие с бронзовым памятником писателю приносит удачу.

(Можно предположить, что сейчас в непростые ковидно-эпидемические времена, подобный ритуал выродился: как-никак это же непосредственная угроза переноса коронавирусной инфекции!)

Фото: Jonathan Burton.

Президент из 50-ти шестов

Лет 10 назад в небольшом южноафриканском городке Ховик появилась по-настоящему «эксклюзивная» скульптурная композиция. На постаменте-площадке установлены полсотни вертикальных металлических «шестов» или колонн. Некоторые из них имеют переменную толщину или некие фигурные наросты. Первое впечатление, что это просто хаотичная группа высоких палок. Однако если взглянуть с определенного ракурса, вертикали «шестов» образуют человеческий портрет. Он легко узнаваем: Нельсон Мандела, знаменитый борец за права человека в период разгула апартеида в Южной Африке, а впоследствии - 8-й президент ЮАР.

Памятник был открыт в честь полувековой годовщины ареста Манделы. А стальные колонны, образующие столь необычный «растровый» портрет, символизируют по задумке автора - Марко Чианфанелли решетку тюрьмы, где Нельсона держали 27 лет.

Перевернули с ног на голову

Крупнейший австралийский мегаполис Мельбурн «отметился» чудо-памятником, увидеть который стремятся практически все туристы, посещающие город.

Монумент создан, чтобы увековечить память о первом вице-губернаторе австралийского штата Виктория Чарльзе Ла Тробе. Этот государственный деятель оставил заметный след в истории «Зеленого континента». Его стараниями в Австралии был учрежден университет, появились Национальная художественная галерея и Ботанический сад.

Памятник расположен на территории студенческого городка университета Ла Троб. Формально вся его конструкция соответствует классическим канонам: каменный квадратный в плане постамент, на нем — бронзовая фигура вице-губернатора в полный рост. Вот только есть одно «но», делающее это произведение из ряда вон выходящим.

Скульптор Денис Оппенгейм взял да и установил свое творение «вверх тормашками». В итоге пьедестал оказался наверху, а фигура Чарльза Ла Троба — под ним, так что бронзовый вице-губернатор упирается макушкой в землю.

Почему возник подобный «перевертыш»? Принято считать, что Оппенгейм столь необычным образом решил показать неординарность Чарльза Ла Троба, как государственного деятеля.  

Справедливости ради следует отметить, что изрядное число местных жителей не оценили такую творческую находку скульптора и считают подобное конструктивное решение неуважением к памяти Ла Троба.

Однако кто бы ни был прав в данном споре, факт остается фактом: уже на протяжении многих лет перевернутый вверх ногами памятник Чарльзу Ла Тробу является одной из самых популярных достопримечательностей Мельбурна, снискавшей известность во многих других странах. Чтобы увидеть его в университетский городок приезжают тысячи людей.

Трубный глас монумента

Весьма своеобразно увековечили одного из самых знаменитых своих соотечественников финны.

Памятник композитору Яну Сибелиусу находится в парковой зоне столицы государства Хельсинки. Монумент был установлен в 1967 году и представляет из себя 600 металлических труб разной длины и диаметра, соединенных между собой в вертикальном положении. Вся эта конструкция закреплена на естественной гранитной скале, которую окружают могучие сосны.

Получился такой своеобразный «оргАн». Причем — вполне себе действующий: когда в трубы задувает ветер, звучит своеобразная музыка.

Автор монумента-инсталляции скульптор Эйла Хилтунен все-таки дала зрителям подсказку — в честь кого поставлен памятник-«оргАн». Рядом с трубами внизу находится выполненная из металла маленькая голова композитора – его скульптурный портрет.

Что случилось с вашим конем?

Издавна чешский князь Вацлав Святой был одним из самых почитаемых небесных защитников для жителей Праги. В центре чешской столицы есть площадь Вацлава, а на ней установлена величественная статуя — Святой Вацлав верхом на коне.

Однако со временем неподалеку от этого монумента-«официоза» появилась его очень своеобразная вариация. В пассаже Люцерна установлена,- вернее сказать, подвешена, конная скульптура Вацлава. Но какая!..

Ее автор Давид Черны изобразил знаменитый персонаж в виде пародии. Конь князя Вацлава мертв и подвешен к своду на канатах, привязанных к его передним и задним ногам. Конские голова и хвост безжизненно свисают вниз, изо рта даже вывалился язык. А сам Святой Вацлав, как ни в чем не бывало, в парадном воинском наряде восседает на лошадином брюхе.

Экскурсоводы затрудняются однозначно объяснить столь парадоксальную трактовку образа Святого. Однако в программе почти всех экскурсий по пражским достопримечательностям значится посещение пассажа Люцерна и ознакомление с удивительной скульптурой.

Один из секретов памятника-пародии: Давид Черны сделал скульптуру из легкого папье-маше, однако она так грамотно покрашена, что у зрителей возникает полная иллюзия того, что это тяжеловесная бронза.

Поэт-дерево

В городе Онешть (Румыния) установили памятник румынскому поэту Михаю Эминеску. При всем уважении к его творчеству следует признать, что это литератор сугубо «местного значения». Следы его творчества в антология мировой поэзии вряд ли удастся обнаружить. Зато мемориал, установленный в честь Михая, сделал его имя известным во многих уголках мира. Причина — в необычности данного скульптурного произведения.

Правильнее даже будет обозначить его, как скульптурно-графическое. Автор монумента увековечил Эминеску в виде двух стилизованных деревьев, бронзовые ветви которых образуют «графический» портрет литератора с характерной пышной шевелюрой.

«Рваный» «путешественник»

В 2013 году французский скульптор Бруно Каталано приступил к реализации своего масштабного проекта — созданию серии скульптур под общим названием «Путешественники».

Среди публики за этими творениями закрепилось другое название - «рваные люди». Дело в том, что Каталано хотя и изобразил своих персонажей с неизменным атрибутом путешественников в виде чемодана или сумки, однако «поленился» (вполне сознательно!) создавать цельные человеческие фигуры. У каждой из скульптур отсутствует значительная часть тела, - зритель видит рваные дыры в туловище, которые придают этим изваяниям некую иллюзорность и даже призрачность.

Зачем это сделано? Мнения расходятся. Одни искусствоведы утверждают, что таким образом автор демонстрирует «внутреннюю пустоту современного человека, вечно спешащего и теряющего себя в суете». Другие полагают, что при помощи этих «дыр» нам символически показано, что персонажи Каталано во время путешествий оставили где-то в особо понравившихся им местах часть своей души...

Первая группа «Путешественников» была установлена в порту Марселя в 2013 году. В общей сложности Бруно Каталано создал около ста скульптур для этого цикла и «расселил» их в разных местах — в городах, в поселках... «Путешественников» можно обнаружить возле некоторых крупных торговых центров, у входа на международные выставки.

Наряду с обезличенными, усредненными персонажами в своей серии Каталано создал и портретные скульптуры. На берегу моря в Марселе установлена, например, «рваная» фигура Ван Гога. У зрителей создается странное впечатление, что гениальный художник прямо вот сейчас вышел из морских глубин и с багажом в руках направляется в город.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28579 от 14 июля 2021

Заголовок в газете: Кто ж его осудит? Он же памятник!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру