Заявление министра науки и высшего образования о «слишком умных» абитуриентах уже вызвало переполох в сети. Родители предполагают, что на олимпиадах школьников станет больше контроля, увеличится количество сложных заданий, и что даже вторая часть ЕГЭ станет олимпиадной (накануне Рособрнадзор как раз анонсировал совершенствование системы ЕГЭ). Одни родители боятся, что на олимпиадах перестанут учитывать дистанционные задания, другие рвутся писать петицию.
О том, какие задания дают на олимпиадах, рассказывает мама призера Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ)-2021 по информатике, Ольга Черникова:
– Мой сын Родион прошел 15 олимпиад: математика, информатика (программирование), физика. Сложнейшие олимпиады всех уровней по информатике (программированию). По математике Турнир городов, Московская (МОШ), ВОШ – уровень, к которому надо готовиться несколько лет, иначе ничего не получится.
По физике в заключительный этап ВОШ входит практикум (опыты), то есть нужна лаборатория. Надо обязательно посещать сборы, кружки, не говоря о постоянных занятиях дома.
У нас был знакомый отличник, который сдал ЕГЭ на 280 баллов, но не смог пройти олимпиады. А уж если обычный ребенок, пусть даже он умный, хорошо учится, просто придет на олимпиаду, он получит ноль!
Я не представляю, что там еще можно усложнить в заданиях. И что значит, что олимпиадников и стобалльников «слишком много»? Вот в этом году было 504 стобалльника по математике на всю страну. Это разве много? (На самом деле во многих вузах победителям и призерам олимпиад, чьих олимпиадных дипломов недостаточно для автоматического поступления, записывают 100 баллов по предмету - например, призер такой-то олимпиады получил на ЕГЭ по математике 87 баллов, но при этом в конкурсе ему засчитывается 100 - «МК»).
С моей точки зрения, единственное, что можно оптимизировать – отменить онлайн-тестирование первого этапа, оставить только очный формат. Та же ВОШ включает четыре этапа, и первый из них, школьный, проходит онлайн (дальше идут окружной, городской и федеральный этапы). Хотя, вероятно, к 4-му финальному этапу все, за кого решали задания или кто подглядывал в учебники, отсеются, так будет правильно и справедливо. Но с точки зрения сложности заданий в олимпиадах менять нечего. Я думаю, среднестатистический выпускник обычного технического вуза не пройдет такую олимпиаду.
Ситуацию с «усложнением и пересмотром» олимпиад комментирует ответственный секретарь российского Совета олимпиад школьников Иван Ященко:
– На заседании Российского совета олимпиад школьников в июне этого года обсуждался вопрос об изменении принципа отбора олимпиад от критериального к конкурсному. Имеется в виду отбор для включения в перечень олимпиад.
Критериальный принцип – это соответствие каким-то количественным, качественным нормам заданий, неким критериям, таким, как доля творческих заданий, и прочее. Качественный же отбор – ситуация, в которой заранее устанавливается количество проводимых олимпиад. И, что еще важнее, известно количество дипломов, которые будут вручены призерам и победителям олимпиад по тем или иным направлениям. Также обсуждались меры, направленные на оптимизацию порядка проведения олимпиад с учетом современных условий, в том числе электронных.
Но я бы хотел подчеркнуть, что в этом году не произошло резкого увеличения числа олимпиадников. А наблюдающийся в последнее время прирост победителей и призеров Олимпиад – прямое следствие расширения возможностей для ребят из регионов. Система раскрытия талантов в регионах работает. Увеличение числа олимпиадников происходит благодаря существованию образовательных центров, региональных центров развития талантов. Действительно, идет бурный рост интереса к олимпиадам в регионах, бурное развитие образования. Что положительным образом сказывается даже на результатах международных олимпиад.
И, разумеется, необходимо продумать меры по упорядочению приема олимпиадников в вузы, как и сказал министр. Можно рассмотреть вопрос о выделении целевых контрольных цифр приема для победителей и призеров нашей главной олимпиады, ВОШ. Чтобы они не вытесняли собой ребят, которые идут по общему конкурсу.