В Национальной полиции Украины ожидают, что всего в празднике примут участие около 50 тысяч человек. Люди стекаются в Умань из 10 стран мира, среди которых Израиль, Франция, Бельгия, США и так далее. Для обеспечения безопасности паломников в Умань, расположенную в Черкасской области Украины, Израиль прислал своих врачей и полицейских. Последних, правда, всего 11 человек, по большей части они будут выполнять функцию переводчиков, если это потребуется. Основная часть миссии по защите правопорядка ляжет на местных силовиков, которых уже нагнали в город в количестве свыше 800 человек. Кроме того, в Умань отправили 116 спасателей.
Следить будет за чем. Население Умани составляет около 82 тысяч человек. В дни праздника оно только по официальным данным вырастет на две трети, а местные жители вовсе ожидают, что к ним приедут до 100 тысяч человек. В конце августа из-за этого уже произошло несколько конфликтов. Сначала 19-летний паломник из Израиля подрался со своим знакомым, в результате чего был выслан из страны и получил запрет на въезд на ближайшие три года. Затем 33-летний гражданин еврейского государства начал стрелять в 38-летнего жителя Умани и ранил его. Теперь паломнику грозит до 7 лет лишения свободы по статье «Хулиганство».
Умань стала центром притяжения для брацлавских хасидов, поскольку там захоронен их духовный лидер рабби Нахман из Брацлава. После смерти он не оставил преемника, а при жизни говорил, что хасиды должны «прилепиться» к своему цадику и мыслить только его умом, отвергая любые другие суждения. Нахман умер в 1810 году, а последователи до сих пор верны его заповедям и каждый год приезжают в Умань, чтобы встретить Новый год вместе со своим лидером.
Могила ребе сразу стала местом почитания. Традиция угасла только в середине 1920-х годов, но воскресла в 1980-х, когда уже советская власть начала затухать. В современной истории Украины только в 2020 году в Умани не было столпотворения хасидов — вмешалась пандемия коронавируса.
В прошлом году на границе Белоруссии и Украины столпились несколько тысяч хасидов, которые организовали стихийный палаточный лагерь. Они надеялись, что смогут организовать достаточное давление, чтобы их все-таки пустили в Умань, но украинские власти оказались непреклонны. Тем не менее скандал оказался крупным, к решению проблемы подключился даже МИД Израиля.
«В 2021 году нет таких проблем, какие были в 2020 году. Учитывая ситуацию с коронавирусом в Израиле, наверное, власти могли бы снова задуматься на тему ограничений, но делать этого не стали. Скорее всего, это связано с тем, что Киев хочет наладить отношения с Западом, а не нагнетать их. Для этого нужно поддерживать хорошие отношения с еврейским государством.
При этом только сейчас в Умань приехали около 28 тысяч хасидов, а очень скоро их станет 50 или даже 100 тысяч. Все-таки праздник еще не в разгаре», — рассказал «МК» украинский политический аналитик Кирилл Барашков.
По его словам, каждый год на протяжении последних нескольких десятилетий в центре Умани огораживают несколько улиц, куда свозят десятки тысяч хасидов со всего мира. По периметру забора стоит полиция, которая не пускает посторонних на огороженную территорию.
«Кому можно заходить, а кому нельзя, определяется по внешнему виду человека. Хасида ни с кем не спутать. На огороженной территории все вывески, ценники и так далее на иврите. Там работает израильская скорая помощь и полиция, — говорит аналитик. — Сам праздник заключается в том, что все радуются, пьют алкоголь и режут скотину где попало. Чистоплотностью они тоже не отличаются. Получается своего рода государство в государстве. Соответственно, почва для конфликтов есть, но охраняемый забор сводит количество неприятных ситуаций к минимуму. Кроме того, сами хасиды занимаются самоорганизацией, чтобы оперативно решать возникающие проблемы, не давая им выплескиваться за периметр».
Помимо хасидов, в центре праздника могут оказаться люди, которые просто прописаны в этом районе. Правда, со временем их становится все меньше. Хасиды выкупают магазинчики, гостиницы, кафе и так далее, чтобы обслуживать паломников. Фактически город живет за счет еврейского Нового года.