«Руки стерты в кровь, синяки»: как растут будущие чемпионы

Трудности и радости спортивных семей

Каждый родитель мечтает, чтобы ребенок рос здоровым и сильным. И еще дисциплинированным. А что, как не спорт, лучше всего этому способствует? Но одно дело записать в спортивный кружок для общего физического развития, и совсем другое — если родители задались целью вырастить чемпиона. Многие жалеют маленьких спортсменов — мол, они и детства-то не видят, сплошные изматывающие тренировки. А еще слезы неудач, травмы, нервные срывы. Но все это, как говорится, издержки на пути к великим спортивным победам... О радостях и трудностях жизни в спорте мы побеседовали с родителями маленьких спортсменов и самими детьми, для которых спорт — это и есть жизнь.

Трудности и радости спортивных семей
Юная гимнастка Евдокия Бастрыкина настроена на победу.

«Сын увлекся футболом с двух с половиной лет»

У Натальи Бастрыкиной из Москвы вся семья спортивная. Муж был профессиональным футболистом, сейчас играет на ветеранском уровне; взрослый сын Натальи от первого брака Дмитрий Строганов — футбольный судья. Неудивительно, что футбольная «лихорадка» завладела и младшим сыном Бастрыкиных, которому сейчас семь. А две их дочки, погодки Евдокия и Серафима (15 и 14 лет), уже 10 лет занимаются спортивной гимнастикой и добились к своим годам немалых успехов.

Сама Наталья на общественных началах курирует две общественные организации, которые помогают многодетным и семьям с детьми-инвалидами, занимается организацией бесплатных кружков для детей. Но сейчас вся ее жизнь подчинена расписанию тренировок — мужа, сына, дочек...

По словам мамы, все дети у них рождались гиперактивными и энергичными и она сразу знала, что отдаст их в спорт.

Старший сын Дима начинал заниматься футболом в 1998 году, когда еще была советская система. Это сейчас в футбол берут чуть ли не трехлеток, а тогда порядки были строже: раньше 7 лет в игровые виды спорта, включая футбол, не принимали.

— Я начала обзванивать разные секции с 5 лет, но нас никуда не брали, — вспоминает Наталья. — А сын был очень увлечен футболом, играл в него целыми днями. У него был стимул — побыстрее сделать уроки, чтобы побежать на улицу с мячом... Мы оба были страшно рады, когда его наконец приняли. Что касается общеобразовательной школы, то ходил он, конечно, не на все уроки, иногда с последнего приходилось отпрашиваться, потому что чем младше возраст, тем раньше начинались тренировки. Но учился нормально. В старших классах тоже проблем не было, потому что у него была специализированная школа, спецкласс, в котором учились только спортсмены. На протяжении всех 11 классов он ездил на соревнования, сборы...

— Вы были довольны, что сын серьезно занимается футболом?

— Я всем своим детям советовала только спорт. Так сложилось, что у нас нет каких-то других способностей — художественных, вокальных, музыкальных. А спорт дисциплинирует, я уже не говорю про здоровье, фигуру… «В здоровом теле — здоровый дух» — это видно по нашим детям.

— А как же опасность травм?

— Конечно, футбол — очень жесткий и самый контактный вид спорта. Они играют без защиты. Но сына миновала сия участь. У него была одна травма — сломал пяточную кость, и то в раздевалке, вроде бы поскользнулся. На поле у него никогда не было травм.

— На что-то еще другое хватало времени кроме спорта?

— У футболистов поначалу тренировка всего полтора часа в день, поэтому времени свободного достаточно. Когда уровень повышается до профессионального, количество тренировок увеличивается до 2–3 в день, но это уже у ребят постарше, после 18 лет. Поэтому если человек не ленивый, то он успеет и книжки почитать, и школу на «отлично» закончить.

Младший сын Бастрыкиных Виктор — будущая звезда футбола.

— Почему ваш сын перестал играть, а стал судьей?

— У каждого тренера свое видение, своя тактика и стратегия, и каждый подбирает игроков под себя. У одного тренера Дима играл и был капитаном, а когда другой пришел — он его на лавку посадил, не видел его в команде... В итоге сын пришел к тому, что стал футбольным арбитром. Так и работает им по сей день.

По словам мамы, с младшим сыном Виктором все уже было по-другому. Едва мальчик научился ходить, отец начал играть с ним в футбол, обучать азам. А с 2,5 лет ребенок стал заниматься в футбольной секции в школе.

— Нам повезло: сын с первого занятия легко понимал, что от него требуется, — говорит Наталья. — И ровно год назад, когда ему исполнилось шесть лет, он уже стал играть в командах. Ребенка ведь не заставишь заниматься чем-либо, если ему это не нравится. Мы, например, отдали его на гимнастику, чтобы развить растяжку, улучшить координацию, но он скоро отказался. Сначала еще ходил кое-как, нехотя, а потом просто начинал кричать, что не пойдет завтра на гимнастику. Мы общались с психологом, с тренерами, и они нам объяснили, что ребенок — «игровик», ему нравятся игровые виды спорта. А гимнастика — это индивидуальный вид, не каждый к ней склонен.

Наталья уверена, что бытующее мнение «все спортсмены без мозгов» — не более чем стереотип и миф, и даже обижается, когда слышит от кого-то нечто подобное.

— Младшему сыну сейчас 7 лет, и он каждый день бывает на каких-то соревнованиях, турнирах, ездит по разным городам. Естественно, это и кругозор расширяет, и коммуникабельность развивает. Даже поездки сами по себе развивают человека, он все время получает новую информацию.

— Вы хотели бы видеть сына в профессиональном футболе?

— Папа мечтает об этом. Мы собрали свою команду мальчиков, и муж их тренирует, мы играем на турнирах. Но вообще Витя очень талантливый. Он, во-первых, играет в команде, где все ребята на год его старше, во-вторых, у него много личных наград. Пока по технике игры он опережает сверстников на два года. Хотя я считаю, что он мог бы тренироваться больше, но сейчас дети много отвлекаются на гаджеты, и он не исключение. Но так как он еще маленький, мы на него не давим.

Первая победа Иры Слуцкой (в центре), 1991 год.

«Гимнастика дает им больше, чем учеба»

Девочки Евдокия и Серафима с 5 лет занимаются спортивной гимнастикой в спортшколе олимпийского резерва. Мама рассказывает, что дочки с детства тоже были очень активными. Перед Натальей встал вопрос, в какую спортивную секцию их отдать. Она понимала, что фигурное катание, к примеру, они не потянут в материальном плане, слишком дорогое удовольствие... У женщины был знакомый тренер по прыжкам в воду, и она решила попробовать отдать к нему в секцию старшую дочку, когда той исполнилось 4 года.

— Хотя там и присутствует акробатика, этот вид спорта мне не очень нравился, потому что нужно прыгать вниз головой, — объясняет Наталья. — Однако целый год старшая дочка там отзанималась. Потом мы познакомились с многодетной семьей, в которой дети ходили на гимнастику, и я подумала: а почему бы и мне своих не отдать?

В итоге девочки попали в школу ЦСКА. Их тренирует заслуженный тренер России Ольга Сикорро, из рук которой вышло много призеров Олимпийских игр.

И Евдокия, и Серафима — кандидаты в мастера спорта. «Старшая уже год назад могла бы стать мастером спорта, если бы не пандемия», — вздыхает мама. Их семья тяжело пережила прошлый год, когда девочки были вынуждены прервать на несколько месяцев свои тренировки. Для спортсмена, находящегося в своем самом активном возрастном периоде, это очень плохо.

4 октября начинается первенство Москвы, где Евдокия уже второй раз будет сдавать на разряд «Мастер спорта России» (этот разряд выдается на всю жизнь, и его не нужно подтверждать каждые два года, как все разряды до мастера спорта).

Но если нагрузка при занятиях футболом растет постепенно вместе с возрастом ребенка, то гимнастика, как и фигурное катание, врывается в жизнь человека одномоментно, что называется, едва у него молоко на губах обсохнет, и полностью им овладевает.

— Это такой спорт, что им надо заниматься целыми днями, — рассказывает мама. — В гимнастике все идет от простого к сложному, накручивается одно на другое и так доходит до верхнего уровня мастерства. На это уже уходит не полтора часа в день, а гораздо больше...

До пандемии сестры посещали школу, хотя им и приходилось уходить с занятий в 11–12 часов дня. А перед соревнованиями им выдавали справку, что у них сборы, чтобы они могли не посещать уроки. Но потом началось дистанционное обучение, и с тех пор девочки на нем так и остались, им разрешили.

Младшая из сестер Бастрыкиных — Серафима.

Сейчас режим дня у них — не забалуешь. В 8 часов утра начинаются тренировки, и заканчиваются они только в 16–17 часов. И так шесть раз в неделю. Уроками Евдокия и Серафима занимаются сами, досдают какие-то предметы, если надо…

Мама к этому спокойно относится. Говорит, что спорт дает им больше, чем школа.

— Может быть, они не все элементы таблицы Менделеева знают, но это можно посмотреть в Интернете. Мы сейчас переводимся в спортивную школу, где раньше учились. К сожалению, сейчас спортивные школы не такие, как раньше. Когда старший сын учился, у них уроки начинались в 12 часов, и он успевал утром на тренировку, потом учился и после опять уходил на футбол. У них была своя система обучения. Сейчас такого нет. Сейчас они в общем потоке занимаются, ко всем детям предъявляют общие требования, и неважно, мастер ты спорта или нет.

«Способных много, но побеждает одна»

— При таком режиме реально ли вообще отдыхать?

— Во-первых, воскресенье у них свободное. После тренировки могут и в парк пойти с девчонками, тоже гимнастками из своей школы. Все дни рождения вместе проводят. Они не знают, что это такое — выпить, покурить. Им некогда этим заниматься. А так они очень развиты в интеллектуальном плане.

— Есть между сестрами конкуренция?

— Они обе лидерши, между ними бывают иногда и ссоры, и разборки... Они еще маленькие и не понимают, что это все надо в зале доказывать.

— В спорте не обходится без нервных срывов, как вы с ними справляетесь?

— Буквально неделю назад у меня младшая дочь не ходила три недели на тренировки. «Все, — сказала, — я бросаю». Тренер говорит, ничего не произошло, все было нормально. Во-первых, переходный возраст. Во-вторых, может, у нее что-то произошло с какой-нибудь девочкой. Мы ее еле убедили не бросать. Тренер даже приходила к нам домой, чтобы поговорить с ней. После долгих уговоров она согласилась снова ходить на гимнастику. Когда-то давно я разговаривала с психологом, и она мне говорила, что у талантливых спортсменов тяжелый характер. Причина и в переживаниях, и в тяжелых физических нагрузках. Девочкам сложно, и руки у них стерты в кровь, и синяки постоянно. Сейчас одной из сестер лангету (фиксирующую повязку) на руку надели — сильный ушиб. Сказала мне, что упала в зале.

К травмам мама уже привыкла. Постоянно внушает дочкам, что в этом возрасте они должны быть максимально сконцентрированы. Пока находишься в зале, ни на секунду нельзя терять концентрацию, надо полностью владеть своим телом, временем, мыслями. «Когда мы начинали, в соревнованиях было 70–100 девочек, — продолжает Наталья. — А сейчас девочек 2006–2007 года рождения, которые дошли до мастера спорта, — 12. То есть те, которые остаются, все очень способные. Но побеждает одна, которая более сконцентрирована, которая больше хочет выиграть. Все чуть-чуть «более». Я им объясняю, что, например, в упражнении на бревне, которое идет полторы-две минуты, нужно эти две минуты больше ни о чем не думать. Только ты о чем-то постороннем подумаешь — все, падаешь со снаряда.

Евдокия не считает, что ее лишили детства.

Мы поговорили и с будущей, хочется верить, олимпийской чемпионкой, одной из сестер — 15-летней Евдокией Бастрыкиной:

— Конечно, бывает трудно на тренировках, бывают моменты, когда я думаю: ну все, я устала… Но такие моменты случаются у всех. В любом виде спорта без труда ничего не добьешься. Мне все равно очень нравится заниматься гимнастикой, я никогда не жалела, что мама меня туда записала.

— Что самое трудное для тебя?

— Самое трудное в гимнастике — это новые элементы. Мы учим новые элементы и при этом еще и каждый день повторяем старые.

— Как ты преодолеваешь волнение?

— Я говорю себе, что надо делать все так же, как и на тренировках. Ни на кого не обращать внимания. Есть ты, и есть снаряд, и больше никого нет. Просто делай, и все.

— Ты можешь сказать, что в детстве тебе было тяжело, ты не завидовала другим детям — не спортсменам?

— Нет, у меня было счастливое детство, мама нас постоянно везде возила, в разные страны и города. Устраивала нам разные развлечения. Да, у нас были тренировки, но все равно детство было хорошее, и я маме очень благодарна за это.

— Каким ты видишь свое будущее?

— Я очень хочу в будущем стать тренером по спортивной гимнастике. Мне нравится тренировать, я очень люблю маленьких детей… Еще мечтаю открыть свой спортивный зал, свое дело.

«Мое детство было не такое, как у всех»

Ирина Слуцкая — наша прославленная фигуристка, семикратная чемпионка Европы, двукратная чемпионка мира, дважды призер Олимпийских игр. В конце 2019 года Ирина стала мамой в третий раз — родила дочку от своего второго супруга Алексея Говырина. Сейчас они с Алексеем воспитывают троих детей — Киру, которой скоро два годика, и двоих детей от предыдущего брака Ирины — 13-летнего Артема и 10-летнюю Варвару.

— Ирина, чья была идея отдать вас на фигурное катание?

— Это была идея мамы. Я много болела, поэтому врачи рекомендовали заниматься на свежем воздухе. А в далекие 80-е годы начинающие фигуристы как раз занимались на улице. Так я попала в спорт. Не очень хорошо помню себя в 4 года, но, со слов мамы, поначалу мне все это не слишком нравилось. Только со временем у меня начал появляться спортивный интерес, какая-то спортивная злость. Но окончательно только где-то годам к 13–14 уже пришло понимание, что я могу что-то сделать в этом виде спорта и хочу бороться. Начала к спорту более осознанно подходить.

— Как вам удавалось совмещать тренировки с учебой?

— Когда есть цели и желания, наверное, любые проблемы решаемы. До того момента, когда я окончила институт, мама очень четко дала мне понять, что в любом случае, что бы ни происходило, я должна учиться, получить диплом, а потом уже делать что хочу. На образование в моей семье был достаточно сильный упор. Тогда еще не было настолько распространено репетиторство, как сейчас, не было онлайн-обучения. Поэтому я ходила на занятия после тренировок, ходила к учителям во время каникул. Училась и сдавала, если где-то образовывались хвосты.

— Хватало ли у вас в юные годы времени на что-то еще кроме спорта?

— В выходные дни можно было и погулять. Расписание было разным, и если тренировки были утром, то вечер был свободен. Но ты всегда стоял перед выбором: пойти потусоваться, пропустив при этом дневной или вечерний отдых, и потом сорвать тренировку либо сдержать себя, но потом качественно провести тренировку и выиграть медаль. Поэтому наступил момент, когда ты уже понимал, что есть твоя работа, твоя профессия, а есть развлечения. Что поход на дискотеку ночью может закончиться тем, что ты провалишь тренировку, а проваленная тренировка может стоить тебе тех результатов, которых ты добивался. Поэтому особо не приходилось выбирать.

Но если вспоминать детство, то сил-то было в 10 раз больше, поэтому и во дворе я гуляла, и в хоре пела, и на сольфеджио ходила, и на танцы. Может быть, я не принимала участие в каких-то школьных кружках и мне порой приходилось пропускать мероприятия — например, я не пошла на выпускной, потому что была на сборах, но в любом случае я не считаю, что была чем-то обделена. У меня было прекрасное детство, просто не такое, как у всех. В более старшем возрасте в выходные я находила время, чтобы кататься на горных лыжах, сноуборде или плавать в бассейне. Нельзя сказать, что в моей жизни было только фигурное катание.

— Что оказалось самым трудным для вас в спорте?

— У каждого человека, не только спортсмена, бывают моменты и отчаяния, и усталости, и желание все бросить. И я не исключение. Такое случается, когда ты бьешься над каким-то элементом, а у тебя ничего не получается. Или когда ты вроде бы готов выступить на соревнованиях хорошо, а выходишь на лед — и не получается… В такие моменты, конечно, руки опускаются и хочется, как говорят фигуристы, «повесить коньки на гвоздь».

— Ваша дочь Варвара ведь тоже уже выходит на лед?

— Варе сейчас 10 лет, с четырех лет она в фигурном катании, сначала каталась в одиночном, потом перешла в танцы на льду и уже два года ими занимается. Я ее никуда не готовлю, она тренируется в группе вместе с другими девочками и мальчиками под руководством тренера. Ей нравится, а мне приятно, что она продолжает каким-то образом мое дело и что спорт приучает ее к дисциплине. Она спортивная, подтянутая. Что будет дальше — никто не знает. Отвести ребенка за руку в спорт и подготовить к чемпионству невозможно, это как лотерейный билет. Если у нее сложится карьера на льду, будет хорошо, если нет — не страшно: найдет себя в чем-то другом. На сегодня я счастлива, что мой ребенок находится в том режиме, который ей подходит, она сама так захотела.

Ирина Слуцкая со старшими детьми — Варей и Артемом.

— А у сына со спортом как складываются отношения?

— Артем занимается в разных спортивных кружках в школе, но так, чтобы он серьезно увлекался каким-то одним видом спорта, — такого нет. Он много учится, изучает три языка — английский, французский и китайский. Артем грезит гражданской авиацией, хочет стать командиром воздушного судна, я считаю, что он выбрал для себя очень хорошее увлечение.

Ирина добавляет, что старшие дети много времени проводят с младшей сестренкой. «По сравнению с Варей и Артемом Кира пока достаточно спокойный ребенок. Ее легко чем-то увлечь, детскими книжками, игрушками. Она растет любознательной девочкой, любит все разглядывать, изучать…». Станет ли она спортсменкой, как ее мама, — судить об этом еще пока слишком рано.

«То, что спортсмены не всесторонне развиты, — стереотип»

Спортивные психологи лучше других знают, что творится в душе у спортсменов и какой ценой им достаются победы… Ведь побеждает тот, кто лучше владеет собой, своими эмоциями.

С чем приходится сталкиваться детям, с юных лет попадающим в спорт, мы узнали у экспертов.

— В самом начале в первую очередь надо смотреть, как ребенок адаптируется к спорту. Все дети по-разному развиваются и по-разному адаптируются. Если кто-то успешнее других справляется, это начинает влиять на его самооценку. Дети осваивают новые для себя навыки, учатся взаимодействовать в коллективе, особенно это важно в командных видах спорта, — рассказывает спортивный психолог сборных команд Новосибирской области и членов сборной России, член Ассоциации спортивных психологов Светлана Гвоздецкая.

Кажется, что самое неприятное, с чем может столкнуться психика детей-спортсменов, — это переживания от неудачного выступления. Однако ребенок, по словам психолога, может столкнуться с неудачей и в любой другой сфере жизни. «И вне спорта не избежать ситуаций, когда человек переживает опыт поражения или неуспеха. Главное — помнить, что ребенок, сталкиваясь со всем этим впервые, реагирует на все острее из-за отсутствия подобного опыта. Нужно показать ему, что «мы с этим справимся, это нормально — расстроиться, если ты проиграл». Если же юный спортсмен не обращает внимания на проигрыш, то он еще не научился понимать, что это такое, для него это пока игра, и это тоже нормально, не нужно навязывать ему излишнюю ответственность. А вот если у ребенка идет какая-то чрезмерная реакция, то, возможно, стоит проконсультироваться у специалиста. Посмотреть, не передавили ли взрослые (это могут быть как родители, так и тренер) с ответственностью, с ожиданиями», — предупреждает эксперт.

Самый распространенный случай обращения к психологу в любом возрасте — когда у спортсмена не получается раскрыть в ответственный момент свои возможности: «Почему на тренировках я все могу, а на соревнования выхожу и весь свой потенциал раскрыть не получается?» Многим спортсменам мешает неумение регулировать свое эмоциональное состояние.

Нервные срывы, по словам Светланы Гвоздецкой, происходят чаще в подростковом возрасте, когда тело начинает меняться и то, что удавалось раньше, перестает удаваться. В каких-то движениях уже не так себя ощущаешь, как в детстве, — это касается координации, прыжков, ловли предметов у гимнасток, чувства воды, чувства мяча — в подростковом возрасте все это меняется. Многие с этим не справляются и из спорта уходят. Хотя, если такой момент перетерпеть, можно пойти дальше и перейти на другой, более профессиональный уровень. Плюс, конечно, у подростков начинается активная социальная жизнь, влюбленности, разборки, ссоры.

Одним словом, чтобы дойти до мечты любого спортсмена — победы на Олимпиаде, — нужно суметь пережить подростковый период со всеми его трудностями. И здесь все зависит от целеустремленности, характера ребенка и окружающих его взрослых.

— Бытует мнение, что спортсменам книжки читать некогда, они сконцентрированы только на развитии мышц, а никак не ума.

— Может быть, так было раньше, но сейчас все изменилось. Эрудированность, например, у всех может быть разной, и от спорта она не зависит. Современный спорт стал настолько сложным, что ты не можешь не развиваться, и умственно тоже. Потому что нужно много анализировать, общаться с разными людьми, выстраивать свою стратегию. Но здесь надо понимать, что если мы с раннего возраста уходим в узкую сферу — в любую, даже интеллектуальную, чтобы стать, например, ученым, — то будут страдать другие сферы. Нужно искать баланс, это одна из самых сложных задач родительства.

— А возможно ли вообще успешно совмещать спорт и учебу?

— Огромное количество чемпионов, в том числе и олимпийских, оканчивают школу с золотыми медалями, и их никто не тянул специально на это. Понятно, что приходится пропускать школу, когда надо ехать на соревнования. Но в поезде, например, многие ребята сидят и решают домашние задания. Приехали в гостиницу — потренировались, пришли вечером — сделали домашнее задание. Здесь много вариантов. Сейчас это сделать даже проще, чем раньше: вместо того, чтобы тащить учебники, берешь с собой планшет. Многие тренеры настаивают на том, чтобы на сборах в определенное время ребята делали какие-то задания, писали сочинения или стихи. Все зависит от воспитательного подхода. Мое мнение, что, делая упор на спорт, можно успешно развиваться и в других сферах. Конечно, времени на это остается меньше, но иногда полезно делать перерыв от спорта, переключаясь на другую сферу, чтобы не перегореть.

«Нельзя относиться к детям как к «копилке»

Конечно же, далеко не все родители относятся положительно к профессиональному спорту. Одно из распространенных мнений высказала мама троих детей: «Я бы никогда не отдала своих детей в профессиональный спорт. Я считаю, что он калечит детей. Мало того что много вреда для здоровья, так еще и тренеры слишком строги, как правило, они жестко и грубо обращаются с детьми...»

Об обратной стороне медали спорта нам рассказал врач, спортивный методист и диетолог, член Международной ассоциации спортивных наук ISSA Леонид Остапенко:

— Все риски для здоровья дифференцируются в зависимости от видов спорта. Есть виды спорта менее травматичные, а есть более. Причем речь не о травмах как таковых, а об общем содержании спортивной подготовки, включая диету и режим. Особенно велики риски в тех видах спорта, где присутствуют ограничения по весу. Взять фигурное парное катание, когда мальчикам нужно поднимать девочек. Девочку кормят так, чтобы она не набирала в весе. Но дело в том, что если она не добирает нужных питательных веществ, когда формируется ее женский организм, то у нее могут страдать и репродуктивная, и пищеварительная системы, и костный аппарат, и обмен веществ. Я очень негативно воспринимаю тех родителей, которые относятся к детям как к «копилке», чтобы потом с них что-то получать, какие-то дивиденды. Такой подход заставляет их пренебрегать здоровьем ребенка.

В гимнастике есть свои опасности — постоянные нагрузки в весе формируют широкий плечевой пояс, и девочки становятся похожи на мальчиков. Более того, при работе на разновысоких брусьях гимнасткам приходится постоянно ударяться нижней областью живота о перекладину, от чего может страдать репродуктивная система.

Далее, если мы возьмем плавание, то, поскольку там присутствует теплопоглощающая среда, формируется защитная реакция у организма в виде прослойки жира. Потом, когда человек перестает активно заниматься плаванием, она начинает расти. Кроме того, из-за постоянного контакта с водой страдают слизистая оболочка носа и ушные раковины.

Одним словом, если разобрать все виды спорта, то в каждом есть свои «побочки». Поэтому нужен постоянный врачебный контроль, которого, по словам эксперта, к сожалению, сейчас нет. «Спортивные федерации экономят, не берут врачей к себе в штат, а берут приходящих, из поликлиник, которые зачастую ничего не смыслят в спортивной медицине, так как у них нет соответствующего профильного образования», — сетует Леонид Остапенко.

Еще одна проблема, серьезно подрывающая здоровье нынешних спортсменов, — коммерциализация спорта. Она ликвидировала идею сезонной подготовки. «Были осенние кубковые соревнования и осенние чемпионаты, раз в 4 года Олимпиада и так далее. Сейчас какой-нибудь олигарх проводит по несколько коммерческих соревнований, каких-нибудь турниров и чемпионатов в год. И все спортсмены туда съезжаются, забыв, что они не в форме. А по-хорошему, спортсмен может качественно подготовиться и выступить на каком-нибудь чемпионате не более одного раза в год. Это изнашивает спортсменов. В итоге они находятся в такой форме, которая называется «предпатология». У них настолько перенапряжены все системы организма, что достаточно малейшего срыва, и вы уже в состоянии болезни», — предупреждает Остапенко.

И все-таки без профессионального спорта мы не можем представить свою жизнь. Кто, как не спортсмены, дарит нам такие яркие эмоции и незабываемые впечатления от красивой игры или бесподобного выступления, которое кажется нам, далеким от спорта людям, фантастическим и за гранью человеческих возможностей?..

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28623 от 14 сентября 2021

Заголовок в газете: Большой спорт маленьких детей

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру