Коллеги высказались о Сыромятникове, продолжившем лекцию при стрельбе в Перми

Его антиподом стала преподавательница химфака, построившая баррикады

Перед выбором, что делать под стрельбу проникшего в пермский университет убийцы - продолжать занятия или строить вместе с подопечными баррикады - в роковой понедельник 20 сентября встал не только профессор словесности Олег Сыромятников. Но хладнокровно продолжить лекцию смог только он. За два дня отношение к невозмутимому лектору приобрело самый широкий диапазон: от бойкота и увольнения за халатность, которые прочат словеснику студенты и их родители, до похвал за стойкость от руководства вуза и даже страны (в лице депутатов).

Его антиподом стала преподавательница химфака, построившая баррикады

Напомним, гнев - особенно родительский - вызывают не столько действия профессора (продолжал лекцию, не разрешил возвести баррикады из парт и пр.), сколько пренебрежительное отношение к студентам в целом, выразившееся в репликах преподавателя, когда выстрелы уже звучали.

У одной из студенток оказалась аудиозапись злосчастной не остановленной при ЧП лекции по литературе, и теперь, как говорится, слова из песни не выкинешь - цитаты словесника разлетелись по Сети. Вот что наставник изрек в ответ в ответ на озвученные студентами сообщения из соцсетей о том, что стрелок уже рядом и надо забаррикадировать двери и спрятаться под партами. «Вы меньше читайте сплетни всякие». «Парты двигать? Нет, ну давайте серьезно, это учеба!» «Я не могу заставить вас учиться. Конечно, лучше бы кто-то с автоматом зашел и заставил - это было бы прикольно».

Услышав первые выстрелы, профессор молвил: «Ну и всё… Переубивали всех террористов. Всё, работаем-работаем. Пишем дальше».

То, что мама студентки с ограниченными возможностями, забежавшая в аудиторию после известия о стрелке, все же уговорила некоторых ребят залезть под парты, их преподавателя насмешило: «Мне со своего места было смешно наблюдать, как студенты, сидя на полу под партой, пытаются писать конспект». А начало эвакуации он прокомментировал с оттенком сомнения в ее надобности: «Да и так бы были живы без всякой паники, сидели бы на паре».

Но, увы, в тот роковой день шальные пули угодили в 30 человек, у 6 из них безвременно отняв жизни и еще 24 покалечив. И, хотя конкретно в аудитории Сыромятникова все живы и здоровы, смешными его шутки не кажутся все равно.

- Этот преподаватель действовал правильно: не допускал паники, отвлекая студентов от муссирования сообщений в мессенджерах основным предметом, держал их в группе, в запертой аудитории до получения специальных распоряжений. Именно такие инструкции он и получил из деканата, - такова нерушимая, как скала, коллективная позиция администрации вуза.

- Если 10 и более человек находятся в помещении с пуленепробиваемой дверью, а стрельба идет снаружи, главная задача - предотвратить панику и неконтролирумые перемещения, - подтверждают оперативники силовых структур.

Похоже, с теоретической точки зрения словесник и впрямь прав. Но прав ли с человеческой? Не на ровном же месте его студенты испытали сильнейший негатив - и к самому Сыромятникову, и к его предмету. И не случайно же его коллеги размещают в соцсетях благодарности не тем, кто, несмотря ни на что продолжал занятия, а тем, кто перед угрозой жизни отбросил педагогическую дистанцию и встал плечом к плечу со своими учениками - как, например, преподавательница химфака Юминова.

На момент начала атаки Александра Юминова, как и ее коллега Сыромятников, вела лекцию в большой аудитории. Но под звуки выстрелов немедленно ее прекратила, приступив к укреплению убежища и необходимой обороны на случай вторжения стрелка в их корпус. Теперь благодарные родители студентов говорят, что педагог их детей Александра Александровна спасла целый поток третьекурсников. А декан химического факультета ПГНИУ Ирина Машевская назвала поведение Александры Юминовой «героическим» и записала благодарность ей в популярной у студентов соцсети со словами: «Некоторые преподаватели ПГНИУ в тяжелые минуты проявили себя героически».

- Пришлось зафиксировать дверь ремнем от сумки для ноутбука, - вспоминает сама Александра Александровна. - Студенты помогли соорудить щит из парт и стульев у незапертой двери. Карабинами сцепила ручку двери с мебелью. Часть студентов спряталась под преподавательским столом, большая - в дальней стороне аудитории за стеной парт и стульев. Закрыла жалюзи на окне.

То есть преподавательница химии не только собственноручно блокировала двери и окна, но еще и лично сооружала баррикаду из парт и стульев и пустила студентов спрятаться под свой стол, так как у преподавателя самый большой. И это женщина. А Сыромятников, хоть и мужчина, но ничего этого не сделал.

- У Юминовой и у Сыромятникова была разная ситуация, - говорит один из их коллег. - К Юминовой террорист рвался, к Сыромятникову нет. Если у Сыромятникова была железная дверь с защелкой, смысла городить баррикады не было. Жалюзи на 5-м этаже тоже смысла не было закрывать. Паники не было - и это важно. Я не свидетель, поэтому никого не осуждаю.

Примерно то же самое говорит и прочий педсостав ПГНИУ даже при условии анонимности. И только бывшие студенты, аспиранты и сотрудники вуза, уже там не работающие, позволяют себе представиться - как, к примеру, инженер-геофизик  Элина Подъяблонская, выпускница геологического факультета этого вуза 1987-го года:

- Главное, что благодаря Сыромятникову не было паники, никто ниоткуда не спрыгнул и не травмировался. Для меня гораздо больнее то, что какой-то недоумок из числа студентов сейчас, уже после пережитого ужаса, разносит его шутки, возможно, и не совсем уместные. Но ведь и преподаватель был в состоянии стресса. Он в ответе за этих детей, закрыл металлическую дверь, не позволил им быть мишенями для стрелка, в итоге никто не пострадал. В нынешнем мире, где так легко затравить человека, я не хочу участвовать в травле.

А чем мусолить тему реплик профессора, лучше обратить внимание, что у преподавателей нет четких инструкций, как поступать в таком случае. Чтобы потом никому не доставалось от толпы, которая всегда все знает, но машет кулаками только после драки и с домашнего дивана.

А вот еще одно мнение коллеги профессора:

- У учебного заведения должен быть паспорт безопасности, а в нем четко прописанные действия педсостава при нештатных ситуациях. Лично меня, как и Сыромятникова, кроме моего предмета тоже ничего не интересует. И я хотел бы четко и заранее знать, как мне вести себя при ЧС, чтобы потом не выглядеть чуть ли не страшнее самого стрелка.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру