На вечере памяти Кати Огонёк мать заговорила о загадке смерти певицы

«Историю болезни дочери нам так и не отдали, сказав, что она утеряна… »

На вечере памяти королевы русского шансона Кати Огонёк корреспондент «МК» откровенно побеседовал с Тамарой Пенхасовой – матерью преждевременно скончавшейся звезды.

«Историю болезни дочери нам так и не отдали, сказав, что она утеряна… »

Яркая и погасшая звезда Кати Огонёк

Кати Огонёк не стало 24 октября 2007 года. Судьба отмерила ей всего лишь 30 лет, но за этот небольшой жизненный отрезок она много чего успела. Её песни очень популярны, а вокруг имени певицы до сих пор вертятся сплетни и слухи, ведь в понимании многих мир шансона связан с негативом. К примеру, в СМИ пишут, что Катя Огонёк отсидела в тюрьме. На самом деле эта легенда была придумана её тогдашним продюсером Владимиром Черняковым для формирования имиджа шансонье. Ведь в период лихих 90-х и нулевых в этом жанре доминировали крутые мужчины.

Настоящее имя певицы – Кристина Пенхасова. Она родилась в семье музыканта и танцовщицы балета, что, собственно, и предопределило её дальнейшее предназначение. А ещё – несомненный талант, благодаря которому девочку, проживавшую в Кисловодске, заметили московские продюсеры. И проект «Катя Огонёк», на который претендовало множество девушек, раскрутился на одном дыхании именно с участием Кристины, после чего она навсегда осталась Катей. Даже для своей мамы – Тамары Ивановны Пенхасовой.

…На вечере памяти своей дочери, организованном в столичном ресторане «Шервуд» её друзьями и поклонниками, эффектная для своих 73-х лет, но тем не менее порядком уставшая женщина сидела за столиком и внимательно слушала выступление каждого исполнителя. Дочери Кати – Леры Огонёк – на мероприятии не было: накануне девушка заболела.

Тамара Ивановна.

«…Когда Кате было лет шесть, мы приехали с ней на море в Одессу, – вспоминает Тамара Ивановна. – Мы часто ездили в Одессу, я же сама – одесситка. Так вот, Катя часто ходила по двору и говорила: «Я Алля Пугачева! Я буду петь, как Алля Пугачева!» Она окончила балетную школу, очень хорошо танцевала, вообще, у нас с ней была довольно яркая жизнь. Ещё в советские времена в Кисловодске, где мы жили (мой муж и Катин папа родом оттуда), помню, праздновали День города, и представители телепередачи «Шире круг» сказали, мол, вашу девочку надо везти в Москву. Привезли мы её в столицу, когда Кате исполнилось 16 лет. Она начала работать с композитором Александром Морозовым, и всё складывалось удачно. А в конце 90-х организовали проект «Катя Огонёк», на кастинг которого пришли очень многие. Но когда пришла наша дочь, то организаторы сразу же сказали: всё, других нам не надо, Кристина и будет Катей Огонёк! С тех пор она для всех стала Катей. Конечно же, я за неё очень радовалась. Она много ездила, в том числе за границу, Лера её практически не видела. Но петь в Кремле Катю почему-то не приглашали…». 

Впрочем, в Кремль Катю Огонёк «пустили» спустя два года после её смерти: в 2009 года Тамара Ивановна с Лерой получили в Кремлёвском дворце премию «Шансон года», лауреатом которой Катя стала посмертно.

«… Когда Кати уже не стало, нам в Кремлёвском дворце вручили премию «Шансон года». Лере тогда было лет восемь. Это событие мне очень запомнилось… Помню, тогда и по телевидению сказали, что хоть самой Кати в Кремле и не было, но сейчас вместо неё здесь находятся мама с дочерью», –вспоминает Тамара Ивановна.  

11 февраля 2022 года Лере исполнится 21 год, и у неё, по словам бабушки, уже своя жизнь. Вот только по музыкальным стопам своей известной мамы Лера идти не собирается, несмотря на то что она фактически состоялась как исполнительница.

«У Леры всё неплохо получалось – и пение, и спортивные бальные танцы, которыми она занималась в течение 8 лет. У нее сотня медалей и 57 кубков, её даже в класс «Д» перевели без партнёров! Но там такие дорогие платья, что мы не смогли потянуть… И Лера с танцев ушла. А что касается карьеры певицы, то она вообще не хочет петь! Сказала, что это не её призвание. Думаю, что насчёт песен и музыки ей, видимо, больно, она ведь в 6 лет осталась без мамы, и я психологически её понимаю: у ребёнка что-то сломалось», – рассказывает женщина.

Фото: leraogonek.ru.

Сейчас Лера учится заочно в адвокатуре и работает в ресторане «Якитория». По словам Тамары Ивановны, у внучки проявились кулинарные способности.

«Лера работала в этом ресторане сначала официанткой, теперь она менеджер зала и идёт на наставника. Встречается с молодым человеком, который тоже работает в ресторане. Видимо, Лера пошла в своего деда: у моего мужа ведь когда-то было своё кафе, он был и музыкантом, и шеф-поваром. У нас всё было, но рухнуло в один момент, когда не стало Кати. Сейчас Лера заочно учится на адвоката, хотя говорит, что хочет быть следователем», – добавила Тамара Ивановна.

Супруг Тамары Ивановны и отец Кати – Евгений Пенхасов – умер 9 месяцев назад в возрасте 69 лет от сердечно-лёгочной недостаточности.

«…Мы с ним прожили вместе 46 лет, не могли друг без друга! Его кремировали и похоронили рядом с Катей на Николо-Архангельском кладбище Москвы. Мне было очень тяжело, да и сейчас не легче… Теперь мы остались вдвоём с Лерой, всё так же живём на съёмной квартире на окраине Москвы в Гольянове. И мне на восьмом десятке приходится работать консьержем. Надо же как-то выживать, хотя порою жить не хочется», – глаза пожилой женщины выдают её боль и усталость.

Фото Эльвиры Литвяк.

Тамара Ивановна опровергает распространяемые в прессе домыслы о причины смерти Кати. По её словам, у дочери не было эпилепсии, также она не страдала алкогольной зависимостью.  

«Как ей некоторые приписали, что она сама пишет песни (а она их не писала), так приписали всякие болячки и скверные привычки. Я у мужа как-то нашла справку, где в причине смерти Кати стоит прочерк… Так вот, он мне говорил, что, мол, тебе этого не надо знать. Он что-то знал, но жалел меня и скрывал это. А историю болезни дочери нам так и не отдали, сказав, что она утеряна… 14 октября 2007 года она загоревшая и посвежевшая приехала из Сочи, мы сходили в её любимое кафе «Берёзка», что по соседству. Это было воскресенье. В среду вечером, 17 октября, она пожаловалась на плохое самочувствие и её забрала "скорая". Катя попала в реанимацию столичной больницы №51, что на Воробьёвых горах. 23 октября её перевели в обычную палату, я пришла к ней, смотрю, а она сильно отёкшая. Спрашиваю врачей: почему вы её вывели из реанимации? Они говорят, мол, будем ставить капельницы. В тот день с Катей в палате осталась Нина – друг нашей семьи. Вечером Кате стало плохо с сердцем, ей сделали кардиограмму и снова перевели в реанимацию. А в 6.50 24 октября мне сообщили, что она умерла… До сих пор не могу понять, что именно произошло. Экстрасенс, к которой я обратилась, сказала, что Катя задыхалась... А потом мне сообщили, что у кого-то из врачей был день рождения, и в кризисный момент рядом с ней не оказалось никого из медперсонала», – рассказывает Тамара Ивановна.

«…Я хорошо знала Катю. Её организм просто оказался на грани срыва: она работала практически на износ, постоянные переезды – зоны, поезда, самолёты… Она просто падала от усталости! О правильном и качественном питании не было и речи. Запрещённых препаратов она себе не позволяла и не злоупотребляла алкоголем. Проблемы с печенью у неё были, но они бывают и у новорожденных, и у любого человека в любом возрасте. Катя не следила за своим здоровьем, это правда, для неё работа была на первом месте. У Кати был сумасшедший образ жизни, и в определённый момент её организм дал сбой, после чего сердце не выдержало нагрузки. Да, история болезни действительно пропала. И пусть её диагноз остаётся неподтверждённым и нераскрытым, для всех нас она навсегда останется мэтром русского шансона. Вокруг которого, к слову, всегда ходит огромное количество слухов», – прокомментировала «МК» друг семьи Кати Огонёк, врач-эндокринолог Эльвира Литвяк из Екатеринбурга.

Вечер с Огоньком

…На вечере памяти Кати Огонёк атмосфера была по-домашнему уютной, яркой и, как говорится, с огоньком. Со сцены лился шансон и воспоминания о Кате: большинство исполнителей были либо лично с ней знакомы, либо пересекались в процессе концертной деятельности.

Вечер вела экс-ведущая программы «Звёздная ночь шансона» на ТВЦ и «Золотой дождь» на ТВ-3 Вера Снежная. В концерте приняли участие заслуженный артист России Борис Шварцман, авторы-исполнители Аскер Седой, Сергей Паровой, Александр Звинцов, Максим Апрель, певец Влад Павлецов и другие.

Шварцман.

Довольно многочисленной была и женская команда шансонье. На сцене «Шервуда» выступили известная певица Татьяна Тишинская, авторы-исполнители Виктория Гранкина, Любовь Шепилова, Елена Ветер, певица Галина Журавлева (Журга), певица и музыкальный продюсер Айсулу Тибеева (Ausulu), солистка и бэк-вокалистка Михаила Круга Светлана Тернова. 

Гранкина.
Снежная и Тишинская.

«С Катей мы познакомились на гастролях в Израиле, где мы были с Мишей Кругом, Владимиром Черняковым и Славой Медяником. Мне тогда было 19 лет. Помню, как мы гуляли с ней по Нетании, это было замечательно! Нас все искали, потому что мы немножко пропали. Катя была интереснейшим человеком. Она, представьте себе, могла заговорить с любым евреем! Как-то, помню, присели с ней в ресторане, поели за чей-то счет... А ещё она постоянно прикалывалась над моей песней «Я встречаю тебя». Мы с ней объехали 12 израильских городов. Февраль, на улице около 17 градусов тепла, вода холодная, а Катя купалась! Она первая нырнула в пример мужикам. В общем, сценический псевдоним – Огонёк – ей абсолютно соответствовал!», – поделилась своими воспоминаниями с «МК» Светлана Тернова.

Тернова.

Гости вечера не просто сидели за столиками, но и танцевали: памятуя весёлый и зажигательный нрав звезды шансона, о Кате говорили как о живой. И, кажется, ощущалось её незримое присутствие… 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру