Эксперты поделились прогнозами по поводу «Омикрона»: мягкость обманчива

«Если коек не хватит, будут брать только самых тяжелых»

Ученые из Национального института инфекционных заболеваний в Южной Африке и их коллеги из Университета Претории опубликовали результаты последних исследований – по их мнению, летальность нового штамма омикрон на 75% ниже, чем предыдущих штаммов. К таким данным они пришли после наблюдения за больными в госпитале в городе Цване в ЮАР. Также южноафриканский специалисты добавили, что в кислородной терапии нуждаются менее половины заболевших омикроном, а средний срок пребывания в больнице – всего 4 дня (вместо 8 дней с прежними штаммами). «Родиной» штамма считается именно ЮАР – там в конце ноября 2021 года обнаружили первые случаи заболевания. Сейчас случаи есть и в других странах.

«Если коек не хватит, будут брать только самых тяжелых»

По данным Роспотребнадзора, озвученным 30 декабря 2021 года, в России выявлено всего 103 случая омикрон-штамма, так что о массовом заражении говорить пока рано. Однако в разговоре с корреспондентом «МК» главный инфекционист Москвы Николай Малышев объяснил: новый штамм куда менее жестокий, чем предыдущие, однако задевает он большее количество народу.

– Безусловно, этот штамм менее свирепый, однако он наносит больший удар, если мы говорим о числах. В результате больницы заполнены пациентами: кто-то в состоянии средней тяжести, кто-то и в тяжелом, однако летальных исходов всё ещё меньше, - объясняет Малышев. – Кроме того, нельзя забывать: поскольку омикрон распространяется в 2-3 раза быстрее, чем предыдущие штаммы, врачи вынуждены чаще выезжать на вызовы. Любые симптомы респираторных заболеваний требуют проверки и взятия ПЦР-теста, а это – нагрузка на лаборатории.

Малышев также подчеркнул, что, несмотря на высокую скорость распространения штамма омикрон, актуальными остаются прежние методы защиты – своевременная вакцинация и соблюдение масочного режима. По его словам, для каждого вида инфекции невозможно изобретать новые идеи защиты – достаточно лишь соблюдать старые.

После самых первых случаев штамма омикрон неоднократно звучали мнения, что пандемия может закончиться именно благодаря этому штамму, поскольку большее число людей переболеют им в лёгкой форме. Отвечая на вопрос корреспондента «МК», инфекционист Малышев отметил, что делать подобные прогнозы пока рано.

– Нам нужно еще время, чтобы с этим разобраться. Мы можем сколько угодно рассуждать теоретически, но этого мало, – добавил врач.

Между тем другие российские специалисты призывают не делать выводов о летальности омикрона до января – пока не будет необходимой доказательной базы. По словам доктора биологических наук Александра Семенова, в ЮАР сегодня высокий уровень коллективного иммунитета и население значительно моложе, чем в Европе и в России, поэтому экстраполировать их опыт нужно с осторожностью. Кроме того, могут быть нюансы, связанные с устойчивостью к вирусам представителей различных рас. В целом в ЮАР, считает специалист, коллективный иммунитет уже достиг 70%, но России до таких показателей ещё далеко. 

В свою очередь, кандидат медицинских наук, иммунолог Николай Крючков в беседе с корреспондентом «МК» отметил, что, по его мнению, не стоит ждать серьезного снижения смертности на фоне омикрон-волны – скорее всего, она будет либо такой же, либо даже больше, чем на дельта-волне.

– На мой взгляд, сейчас случаев омикрона гораздо больше, чем официально объявлено. Другое дело, что нам нужны данные специальных тестов, которые позволяют выявить именно омикрон-штамм. Возможно, такие данные уже есть, но перед Новым годомих решили не обнародовать, – объясняет Крючков. – Моё мнение: вряд ли Россия будет сильно отличаться от других стран. По моим прежним прогнозам, к концу декабря в Москве и Санкт-Петербурге около половины случаев должны были быть омикроном. Не знаю, так ли это на самом деле, но думаю это заметная часть. Я считаю, что значительная доля новых заражений конца декабря – это омикрон, но, повторюсь, это только моя точка зрения. 

По словам эксперта, в ближайшее время омикрон полностью вытеснит дельту. При этом, подчеркивает Крючков, новогодние праздники притормозят ненадолго рост заболеваемости, но уже после 10 января мы зафиксируем большой и быстрый рост.

– Всё это уже происходит в Британии: заражаются вакцинированные и переболевшие, а британская ситуация более похожа на российскую, чем ЮАР. Есть большая вероятность, что потребность в госпитализациях возрастет очень сильно. Однако всё зависит от практики на местах, – продолжает Крючков. – Среднетяжелые пациенты могут и не попадать в больницы, только тяжелые, но тогда будет высокая летальность, большой процент пациентов на ИВЛ. Если увидят, что коек не хватает, то будут госпитализировать только самых тяжелых.

Также Крючков отметил, что, если рассматривать ситуацию на примере британской популяции, видна интересная тенденция: для омикрон-штамма риски попасть в больницу вдвое меньше, чем для дельта-штамма – но при этом у дельты, в свою очередь, риски были вдвое больше, чем у альфа-штамма. То есть сейчас мы возвращаемся на тот же процент риска, с которого начинали, но заразность кардинально увеличилась.

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру