Чисто думать. Как в России вырастить экологически ответственную молодежь?

Подрастающее поколение – это именно те, кому в будущем предстоит решать нетривиальные задачи, связанные с экологией и сохранением природных ресурсов. Выращивать экологически осознанных граждан можно одинаково эффективно и в шведском Стокгольме и в российском Челябинске.

Чисто думать. Как в России вырастить экологически ответственную молодежь?
Вовлечение детей в «зеленые» активности важная часть челябинского экологического образования. Газета «Южноуральская панорама», фотограф Людмила Ковалева

По мнению экспертов, в этом может помочь система непрерывного экообразования, поддержка профильных молодежных проектов, вовлечение детей в эковолонтерство.

Сегодня решением экологических проблем озадачены в ряде регионов России. Планета одна, и с тем, что ее надо беречь, – не поспоришь. Для решения этих задач в стране был запущен нацпроект «Экология». Он включает в себя масштабную работу по ликвидации свалок, переработки отходов, снижение нагрузки на атмосферный воздух. Но, помимо этих глобальных направлений, есть еще и  бытовая экология, которая напрямую зависит от нас: от того, как мы обращаемся с отходами, насколько разумно расходуем воду, как ведем себя на природе и относимся к животным и, что особенно важно,  формируем ли экологические привычки у детей.  Эксперты сходятся во мнении, что сегодня как никогда важно уделить внимание экологическому образованию детей. Ряд регионов уже делают шаги в этом направлении. Образовательные учреждения присоединяются к всероссийским акциям «Эколята – молодые защитники природы», «Бумбатл» по сбору макулатуры, «Сохраним лес».

На фото экологический арт-объект представленный в Челябинске в октябре этого года на Первом Всероссийском детско-юношеском экологическом форуме. Газета «Южноуральская панорама», фотограф Людмила Ковалева

Одним из лидеров по развитию экологического образования среди городов-миллионников в России можно назвать Челябинск. В этом городе, одном из первых, в 2020 году был открыт центр естественно-научной направленности для детей «Экостанция». По словам его руководителя Анны Волковой, занятия способствуют профориентации школьников на дефицитные для страны «зеленые» профессии будущего. Так, направление «Лесное дело» знакомит   учащихся с технологией восстановления лесов, направление «Экомониторинг» расскажет об общей и прикладной экологии, организации мониторинговых исследований окружающей среды. А на занятиях по проектированию ребят познакомят с основами эковолонтерства, вторичной переработки бытовых отходов, «зеленой» энергетики, а также научат создавать «зеленые» стартапы. Всего обучение здесь ведется по шести направлением. В перспективе этакие центры должны заработать в каждом субъекте страны.

Понятно, что в дополнительном образовании помимо естественно-научного направления существует еще целый ряд кружков и секций. И не все дети смогут так глубоко погрузиться именно в проблемы окружающей среды. Опыт же Челябинска интересен тем, что здесь внедряют систему непрерывного экообразования. При этом не только в областном центре, но и на уровне всего региона. Так, с этого учебного года для учеников первых классов стали вестись новые занятия «Практическая экология». В местные школы поступило более 46 тысяч учебников. Они разрабатывались с участием ведущих ученых челябинских вузов. А средства на их издание направили промпредприятия. Это говорит о желании местных предприятий вкладывать ресурсы в экологическое благополучие граждан. Сейчас министерство экологии Челябинской области готовит соответствующие учебные материалы для вторых классов.

Экологией сегодня прошивается весь учебный процесс в школах Челябинска, как с помощью классических методик, так и с применением цифровых технологий. Газета «Южноуральская панорама», фотограф Людмила Ковалева

Данный проект был презентован на IX Невском международном экологическом конгрессе в Санкт-Петербурге. Теперь планируется, что данный опыт будет растиражирован в других городах страны.

Челябинск как раз и выделяется тем, что экообразованию здесь стараются придать массовый характер, используя при этом разные формы. Так, ряд школьников и студентов присоединились к общественному экологическому волонтерскому объединению «ЭкоДозор-74». В октябре здесь прошел первый Всероссийский детско-юношеский экологический форум. Было принято решение, что данное мероприятие станет ежегодным. В регионе учреждены специальные детские гранты на поддержку экопроектов. Дети смогут продвигать их в соответствии со своими интересами и возрастом. Безусловно, это постепенно подготовит их к решению более серьезных задач в сфере экологии.

Сюжет:

Зеленый мегаполис

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру