Стало ясно, кто займет место умерших Зайцева и Юдашкина: прогноз неутешителен

Александр Васильев предрек тяжелые времена российским модельерам

После ухода из жизни знаменитых российских кутюрье Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина поневоле возник вопрос о возможных приемниках этих дизайнеров. «МК» связался с историком моды Александром Васильевым и выслушал его мнение о потенциальных звездах пост-зайцевской и пост-юдашкинской эпохи. Спойлер: все плохо.

Александр Васильев предрек тяжелые времена российским модельерам
Александр Васильев.

— И Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин были очень известными людьми, которых знали даже те, кто не носили их одежду и модой не интересовались. В чем, на ваш взгляд, причина такой популярности?

— Слава Вячеслава Михайловича основана на его уникальности и невероятной популярности среди дизайнеров советского времени. Он начал в 1962 голу, в 1965-м уже был известным дизайнером, и пресса довольно часто все это время упоминала его имя. Люди знали, что такой дизайнер существует, что у него одеваются звезды, а показы вызывают ажиотаж. Даже когда он еще не открыл свой Дом моды, это случилось в 1981 году, Зайцев уже был притчей во языцех. Попасть к нему на показ, купить его платье или проконсультироваться с ним считалось большой жизненной удачей. Его клиентками были Эдита Пьеха, Алла Пугачева, Анастасия Вертинская, Мария Неелова. Актрисы иногда приходили к нему с криком помощи, чтобы он продал или одолжил платье для какого-нибудь фестиваля. Им хвалились. Был случай когда Зайцев подошел к Раисе Максимовне Горбачевой и спросил: «Почему вы всем говорите, что одеваетесь у меня, но ни разу ничего не заказали?». На что Горбачева, которая одевалась у Макеевой, дизайнера хорошего, но не знаменитого, ответила: «Вам что, жалко? Мне же нужно кем-то хвалиться». О его смерти во французской прессе вышло пятнадцать некрологов, два журнала посвятили ему траурные страницы. Это много. О кончине Юдашкина вышло три публикации. Если говорить о славе в Париже, то она у Зайцева была обширнее чем у Юдашкина.

— Валентин Юдашкин во многом дитя перестройки, именно в это непростое время случился его стремительный взлет. На ваш взгляд это везение, или он действительно попал со своим видением моды в настроения эпохи?

— Здесь несколько факторов. Во-первых Валентин Абрамович Юдашкин — блистательный сын еврейского народа. А у еврейской диаспоры есть понятие взаимопомощи, которого у русских абсолютно нет. Насколько не хотят друг друга поддержать русские, а иногда еще обругать и утопить, настолько евреи приходят на помощь своим и всячески этим гордятся. Юдашкина очень активно поддерживала еврейская диаспора в шоу-бизнесе, пресса и так далее. Все это сыграло большую роль.

Во-вторых Юдашкин одну из своих первых коллекций сделал на тему Фаберже. А Фаберже это люкс. У Зайцева был народный костюм, а Юдашкин брал за образец скорее Зимний дворец, чем село. Девяностые были эпохой бандитской России, и Юдашкин создавал костюмы которые безумно нравились девушкам братков. Это стиль Барби. Тонкая талия, длиннющие ноги, высоченная прическа, поддержанная грудь, широченная юбка. Эти образы не могли не нравиться. О них мечтали как девушки братков, так и сами братки. Они хотели «прынцессу» и эту «прынцессу» Юдашкин им и выдавал. Красивая вышивка, парча, блестки, бисер, аппликация, и очень игривая сексуальность — глубокие декольте, открытая спина, руки. Его роскошь была с примесью секса и это многих привлекало.

— Имена некоторых российских дизайнеров в некоторой степени на слуху, но слава Зайцева или Юдашкина им даже не снилась. На ваш взгляд получится ли у них набрать популярность в ситуации, когда былых уж нет?

— Шансов у них нет, хотя они конечно попытаются. Модный чин дается только в Париже, Лондоне и Милане. Россия будет на протяжении нескольких лет исключена из всех модных недель, даже самому талантливому дизайнеру не позволят показываться, если он не переедет в Европу. Поэтому российским дизайнерам сейчас ничего не светит, хотя более менее понятно кто займет место Зайцева и Юдашкина. Самым популярным дизайнером в шоу-бизнесе и на показах будет наверное Гуляев. Он яркий молодой человек с выраженной тягой к люксу и сексу в своих коллекциях. Много кожи, много разрезов, много черного. Успешными дизайнерами также можно назвать Игоря Чепурина, Алену Ахмадулину, Ульяну Сергиенко, Юлию Янину. К ним примыкает Виктория Андриянова. В Петербурге популярны Татьяна Парфенова и Татьяна Котегова, которая сейчас является патриархом нашей моды, ей уже за восемьдесят, а также Янис Чамалиди.

— У них есть шанс стать вторыми Зайцевами или Юдашкиными?

- Даже если бы у них были большие спонсоры путь на подиум в Париже все равно закрыт. У спортсменов есть Олимпиада, а наши Олимпийские игры — показы мод. Конечно сейчас многие говорят, что обойдутся и без Парижа, в Туле или Твери показ проведут, и все закачаются. Не закачаются, потому что это будет тверская неделя моды, куда в лучшем случае приедут турки или китайцы. Но это не уровень. Уровень это Милан, Париж, Лондон. Не участвовать в тех показах, значит вариться в собственном соку. Это не значит, что наши дизайнеры будут не талантливы, а их работы не художественны, они конечно создают новые образы, только никто в мире их не оценят. Местная текстильная промышленность просто отсутствует, индивидуальных клиентов не так много, потому что дорого. Большого выбора тканей нет. За ними летают в Эмираты и привозят чемоданами, но этого хватает на одну коллекцию.

— Российский люкс всегда был многострадальным сегментом. На ваш взгляд сейчас этим выгодно заниматься?

— Нет конечно. Есть богатые женщины, и среди них много жен невыездных чиновников, которым даже в Турцию нельзя. Люксовые магазины закрыты, но они не торопятся к нашим дизайнерам, а покупают втридорога то, что привозят из Казахстана и Армении. В России как в боярское время жил кичливый народ, так и сейчас много таких. Они меряются другом с другом Шанелью, Армани, Диором и Виттоном. Никто не меряется Аленой Ахмадулиной и Игорем Чепуриным. Любая женщина-депутат, как бы она не ненавидела Европу и не говорила, что ей все это глубоко противно одета в Chanel. Она не ходит во фланели Ивановской фабрики и оренбургском платке, не носит сумку из бересты.

— На какого местного дизайнера, на ваш взгляд, сейчас можно сделать ставку?

- Лучше ставить не на одного, а сразу на десять. Почему в свое время прославились бельгийские дизайнеры? Потому что в Бельгии выделили деньги на модную индустрию и каждому из них дали возможность развиваться. У нас мода растет как сорняк. Зайцев и Юдашкин выросли вопреки всему, это были только их усилия. У нас даже музея моды нет. Молодежи просто негде посмотреть на то, что создано до них. Ушли два гения, Зайцев и Юдашкин, но они гении для нашего поколения. Очень скоро придет поколение, которое их не знает и где они смогут увидеть те коллекции? Если мы хотим индустрию, нам нужен национальный музей моды, где необходимо поставить образцы самых известных дизайнеров и показать что мы подразумеваем под русским люксом. Не все это понимают, но русский народ хорошо схватывает, нужно только пример показать. Говорят, что в Доме Юдашкина все старые модели сложили в большие коробки и унесли в подвал. А как только текстильная вещь попадает в подвал, для будущего она мертва. Требуется только музейное хранение.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29025 от 10 мая 2023

Заголовок в газете: Пустота на модном месте

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру