В США в тюремной камере скончался 81-летний Тед Качински, более известный под прозвищем Унабомбер. Этот математик с гарвардским образованием в течение 17 лет рассылал по Америке бомбы из изолированной хижины в дикой местности Монтаны.
Теодор “Тед” Качински, математик с гарвардским образованием, который уединился в грязной лачуге в дикой местности Монтаны и руководил 17-летней кампанией бомбардировок, в результате которой погибли три человека и еще 23 получили ранения, скончался в субботу. Как пишет The Observer, ему был 81 год.
Названный ФБР “Унабомбером”, Тед Качински скончался в федеральном тюремном медицинском центре в Батнере (штат Северная Каролина), сообщила Associated Press представитель федерального бюро тюрем Кристи Бреширс. По ее словам, заключенный был найден без сознания в своей камере рано утром в субботу и был объявлен мертвым около 8 утра. О причине смерти пока не сообщается.
До своего перевода в тюремное медицинское учреждение он содержался в федеральной тюрьме Супермакс во Флоренции (штат Колорадо), с мая 1998 года, когда он был приговорен к четырем пожизненным срокам плюс 30 годам заключения за кампанию террора, которая привела в замешательство университеты по всей стране. Он признался в совершении 16 взрывов в период с 1978 по 1995 год, в результате чего несколько его жертв получили необратимые увечья.
За годы до терактов 11 сентября и рассылки сибирской язвы смертоносные самодельные бомбы "Унабомбера" изменили способ отправки посылок американцами по почте и посадки на самолеты, даже фактически прервав воздушное сообщение на западном побережье в июле 1995 года.
В сентябре 1995 года «Унабомбер» вынудил "Вашингтон пост" совместно с "Нью-Йорк таймс" принять мучительное решение опубликовать его манифест из 35 тысяч слов "Индустриальное общество и его будущее", в котором утверждалось, что современное общество и технологии ведут к чувству бессилия и отчуждения.
“Промышленная революция и ее последствия стали катастрофой для человечества”, - гласила первая строка.
Это было рассмотрено ведущими изданиями, а журналист-эколог из New York Times Киркпатрик Сейл рискнул заявить, что Унабомбер “рациональный человек, и его основные убеждения, если и не являются общепринятыми, то вполне разумны”.
Но это привело к провалу террориста. Брат Качиньского Дэвид и жена Дэвида Линда Патрик распознали стилистику и тон трактата и предупредили ФБР, которое в течение многих лет разыскивало “Унабомбера” в рамках самой продолжительной и дорогостоящей в стране розыскной кампании.
Власти в апреле 1996 года обнаружили мужчину в хижине из фанеры и брезента размером 10 на 14 футов (3 на 4 метра) недалеко от Линкольна, штат Монтана, которая была заполнена журналами, зашифрованным дневником, взрывчатыми веществами и двумя готовыми бомбами.
Но Качински, которого первоначально некоторые считали радикальным защитником окружающей среды, был прежде всего противником технологий. Ученые оценили его “манифест” как синтез работ других авторов: французского философа Жака Эллюля, британского зоолога Десмонда Морриса и американского психолога Мартина Селигмана, пишет The Observer.
Однако показанный как отшельник с дикими глазами, длинными волосами и бородой, который переносил зимы Монтаны в однокомнатной лачуге, Качиньский произвел на многих впечатление скорее жалкого одиночки, чем романтического антигероя.
Даже в своих собственных дневниках Качиньский предстает не убежденным революционером, а мстительным отшельником, движимым мелкими обидами, отмечает The Observer.
“Я, конечно, не претендую на то, чтобы быть альтруистом или действовать на ”благо" (что бы это ни значило) человеческой расы", - написал он 6 апреля 1971 года. По его словам, он действовал просто из желания отомстить.
Теду Качиньскому претила мысль о том, что его считают психически больным, и когда его адвокаты попытались представить доводы в защиту невменяемости, он попытался уволить их. Когда это не удалось, он попытался покончить с собой.
Качински в конце концов признал себя виновным, вместо того чтобы позволить своей команде защиты продолжить защиту по делу о невменяемости.
“Я уверен, что я в здравом уме, - заявил Качински журналу Time в 1999 году. – У меня не бывает галлюцинаций и так далее”.
Тед Качински родился 22 мая 1942 года в Чикаго, в семье польских католиков во втором поколении – производителя колбас и домохозяйки. Он играл на тромбоне в школьном оркестре, собирал монеты и пропустил шестой и 11-й классы.
Качиньский пропустил два класса, чтобы поступить в Гарвард в возрасте 16 лет, и опубликовал статьи в престижных математических журналах. Его взрывчатка была тщательно протестирована и доставлялась в деревянных коробках ручной работы, тщательно отшлифованных для удаления возможных отпечатков пальцев. Более поздние бомбы имели подпись “FC”, означающую “Клуб свободы”.
ФБР прозвало его “Унабомбером”, потому что его первыми целями, по-видимому, были университеты и авиакомпании. Бомба, сработавшая на высоте, которую он отправил по почте в 1979 году, сработала, как и планировалось, на борту рейса American Airlines; дюжина человек на борту пострадали от вдыхания дыма.
Качински убил владельца магазина проката компьютеров Хью Скруттона, руководителя отдела рекламы Томаса Моссера и лоббиста лесной промышленности Гилберта Мюррея. Калифорнийский генетик Чарльз Эпштейн и специалист по компьютерам Йельского университета Дэвид Гелернтер были искалечены бомбами с разницей в два дня в июне 1993 года.
Моссер был убит бомбой в своем доме в Северном Колдуэлле, штат Нью-Джерси, 10 декабря 1994 года, в день, когда он должен был вместе со своей семьей выбирать рождественскую елку. Его жена Сьюзен обнаружила, что он был тяжело ранен градом бритвенных лезвий, труб и гвоздей.
“Он очень тихо стонал, - рассказала она при вынесении Качинскому приговора в 1998 году. – Пальцы на его правой руке болтались. Я держала его за левую руку. Я говорила ему, что помощь скоро придет. Я сказала ему, что люблю его.”
Когда Качински активизировал свои бомбы и письма в газеты и ученым в 1995 году, эксперты предположили, что “Унабомбер” завидовал вниманию, уделяемому ультраправому террористу из Оклахома-Сити Тимоти Маквею.
Угроза взорвать самолет, вылетающий из Лос-Анджелеса до конца выходных Четвертого июля, привела к хаосу в сфере авиаперевозок и доставки почты. Унабомбер позже утверждал, что это был “розыгрыш”.
Газета The Washington Post напечатала манифест Унабомбера по настоянию федеральных властей, после того как террорист заявил, что откажется от терроризма, если национальное издание опубликует его трактат.
У его родственницы Линды Патрик возникло тревожное предчувствие по поводу ее шурина еще до того, как она увидела манифест, и в конце концов она убедила мужа прочитать экземпляр в библиотеке. После двухмесячных споров они передали несколько писем Теда Качински подруге детства Патрик Сьюзан Свенсон, частному детективу из Чикаго.
Свенсон, в свою очередь, передала их бывшему эксперту ФБР по поведенческим наукам Клинту Ван Зандту, чьи аналитики заявили, что тот, кто их написал, вероятно, также написал манифест Унабомбера.
“Это был кошмар, - рассказал Дэвид Качиньский, который в детстве боготворил своего старшего брата, выступая в 2005 году в Беннингтонском колледже. – Я буквально подумал: ”Мой брат - серийный убийца, самый разыскиваемый человек в Америке".
Свенсон обратилась к другу - корпоративному юристу Энтони Бишелье, который связался с ФБР.
Дэвид Качински хотел, чтобы его роль оставалась конфиденциальной, но его личность быстро просочилась наружу, и Тед Качински поклялся никогда не прощать своего младшего брата. Он игнорировал его письма, поворачивался к нему спиной на судебных слушаниях и описал Дэвида Качиньского в черновике книги 1999 года как “Иуду Искариота».