«Шли по горло в водоворотах»: жительница Алешек описала обстановку после подрыва Каховской ГЭС

«Дом весь размок, осел, огород смыло»

В подтопленных после подрыва украинцами плотины Каховской ГЭС Алешках на левом берегу Днепра восстановлена работа четырех базовых станций сотовой связи. Жители могут связаться как с оперативными службами, так и с родственниками. Нам удалось поговорить с одной из жительниц Алешек, которая чудом выбралась из затопленного дома вместе с 83-летней мамой. И теперь они находятся в Алешкинской центральной больнице.

«Дом весь размок, осел, огород смыло»

— Мы все, кто лишился домов, находимся сейчас в больнице Цюрупинска, — говорит Ирина Юрьевна Прозоровская. (До 2016 года город назывался Цюрупинском, в рамках политики декоммунизации был переименован украинскими властями в Алешки. — Авт.) — Нас около 400 человек. Люди размещены и в неврологии, и в роддоме. Кому-то приходится спать на полу. Но главное, что живы.

Врачи определили у женщины предынсультное состояние. Сказался перенесенный стресс. Чудом выжила и ее 83-летняя мама.

— Вода после обстрелов и разрушения Каховской ГЭС прибывала стремительно. Не успели проснуться — со стороны леса идет поток. Успели только схватить документы и в одних ночнушках и халатах забрались с моей старенькой мамой на чердак. Даже тапочки не успели надеть. Нас начал спасать знакомый. Тогда еще можно было идти по горло в воде. Потоки воды шли с разных сторон, она бурлила и вращалась. Как вышли к многоэтажкам — до сих пор не пойму. Все мокрые, босые… Страху натерпелись — жуть.  

От Новой Каховки, рядом с которой находится гидроэлектростанция, до Алешек по самому короткому маршруту — 62 километра. Многие жители города раньше работали в соседнем Херсоне. Достаточно было переехать Антоновский мост, и ты уже оказывался в пригороде областного центра.

Дом Ирины Юрьевны стоял рядом с Днепром.

— У нас в городе есть девятиэтажки, но львиную долю занимает частный сектор. Все, кто собрался сейчас в больнице — сплошь «утопленники». Нам некуда возвращаться. Домов у нас теперь нет, как и имущества. Все уничтожено водой.

Дом пенсионерки, как и многие строения в зоне индивидуальной жилой застройкой Алешек, был сделан из самана, глиняных кирпичей с добавлением мелко порезанной соломы.

— Вода сейчас отошла, спала. Пошла, посмотрела — дом весь размок, осел, вот-вот упадет, везде — «каша-малаша», все занесено слоем ила. Огород смыло, он до сих пор под водой. А у нас ведь уже начинали зреть помидорки, огурчики были. Все уничтожено.

Город огибает крупный песчаный массив, который именуют здесь Алешковскими песками. Годами здесь укрепляли берег, высаживая кусты и деревья. Все теперь размыто, Алешки покрыты слоем грязи и песка.  

Фото: МЧС РФ

Официально в городе погибшими числятся 5 мирных жителей. Но наша собеседница считает, что жертв может оказаться больше.

— Поисковые работы от косы до Алешек еще продолжаются. Среди погибших те, кто самостоятельно из дома выбраться не смог, это лежачие больные, одинокие инвалиды. Люди знали, что плотину подорвали, но не думали, что придет такая большая вода. Российские военные вывозили жителей Алешек из затопленных домов под обстрелами. Мы отдаем им должное. Но вода прибывала очень быстро. Кто-то выбраться не успел.

Пенсионерка обращает внимание на то, что содержимое выгребных ям смешалось с водой и грязью. Были затоплены водоочистные сооружения. Специальные службы сейчас проводят санитарную обработку, а также собирают по окрестностям останки домашних животных.

Ирина Юрьевна говорит, что у них нет ни воды, ни света, правда газ пока где-то еще идет.

— Всю жизнь трудились, горбатились, и остались ни с чем. Пока ни о какой единовременной материальной помощи и компенсации за потерянное жилье нам не говорили. Питьевую воду в больницу привозят, нас кормят, лечат. Спасибо медикам за их труд и доброе отношение.

На днях в Алешкинскую центральную больницу привезли одеяла, пледы, лекарственные препараты. На подходе новая партия гуманитарной помощи.

— Слышите, как бахает совсем рядом, пока мы с вами говорим? — обращает внимание на разрывы снарядов Ирина Юрьевна. — Нас постоянно обстреливают украинцы с правого берега.

— Какая помощь вам нужна, что требуется?

— Мы хотим, чтобы нас забрали, вывезли из города. У нас с мамой, например, есть родственник в Крыму. Он готов нас принять. В то же время мы знаем, что дороги сейчас под водой. Трассы нет. Автобусом не выехать, только на лодках. Но там еще и леса горят. С правого берега к нам летят зажигательные снаряды.

Между тем, по рассказам местных жителей, к левому берегу все чаще прибивает тела украинских солдат. Для тех, кто пытался форсировать Днепр, он стал могилой.

Кадры обмелевшего Каховского водохранилища: берега превращаются в мусорку

Кадры обмелевшего Каховского водохранилища: берега превращаются в мусорку

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру