Опрос ВШЭ: 25% россиян используют шопинг как средство от депрессии

Опрос ВШЭ: 25% россиян используют шопинг как средство от депрессии

Недавний опрос, проведенный НИУ ВШЭ, показал, что почти каждый десятый россиянин склонен к паническим закупкам, а у каждого четвертого бывают эпизоды компульсивных покупок. Результаты опроса представил на семинаре первый проректор НИУ ВШЭ, завлабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев, пишет РБК.

Исследование проводилось в 55 регионах с помощью личных интервью с 6 тыс. россиян. Оно позволило установить, что эмоционально нагруженное потребление, основанное на эмоциональных побуждениях, усиливается в периоды внешних стрессов и неопределенности, таких как финансовые кризисы или пандемия.

Эмоционально нагруженное потребление может доставить моральное удовлетворение, но может также привести к материальным издержкам и даже вызвать депрессивные состояния.

Одной из форм этого потребления является паническое потребление, которое возникает как реакция на фактический или предполагаемый дефицит товаров. Паническое потребление может быть вызвано желанием восстановить чувство контроля над неопределенной ситуацией и обрести безопасность в отношении будущего, отметил Радаев.

Кроме того, паническое потребление может основываться на инвестиционной мотивации (надежде на прибыль) или стремлении сэкономить ресурсы, приобретая товары до предполагаемого повышения их стоимости.

Спекулятивные слухи или вирусные новости о дефиците товаров могут стать исходной точкой для начала панического потребления. Социальные медиа играют особую роль в усилении страхов и быстром распространении панических настроений, отмечается в исследовании. Кроме того, в паническом потреблении часто возникает "эффект массового поведения" или "эффект толпы", когда люди присоединяются к большинству из-за страха пропустить что-то важное или потерять возможность приобрести товар.

По результатам опроса, 9,4% респондентов за последние 3 года проявили склонность к паническому потреблению, совершая покупки в большем объеме, чем требовалось, из-за опасений относительно подорожания товаров или их исчезновения из продажи.

Источник: РосБизнесКонсалтинг

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру