Искусствовед Лифшиц призвал построить для «Троицы» храм: появляются новые трещины

На уникальной иконе реставраторы нашли еще 80 тревожных изменений

Еще в июле в Институте Искусствознания состоялся круглый стол, посвященный «проблемам консервации и экспонирования» иконы «Троица», которую решено передать в Троице-Сергиеву лавру. Ведущие специалисты по древнерусскому искусству озвучили все опасности такого решения и предложили ряд компромиссных мер, которые могли бы спасти памятник. К концу августа их предложения были оформлены в открытое письмо – на днях оно опубликовано с подписями. Один из подписантов, крупнейший специалист по древнерусскому искусству, доктор искусствоведения Лев Лифшиц прокомментировал ситуацию «МК».

На уникальной иконе реставраторы нашли еще 80 тревожных изменений

Для начала озвучим предложения и выводы, сделанные по итогам заседания специалистов в области русской средневековой культуры, историков искусства, реставраторов и сотрудников музеев. На заседании их собралось более ста человек. Письмо в итоге подписало, правда, только 19.

В своем заявлении эксперты напоминают, что «Троица» – не только важнейшая национальная святыня, но и шедевр средневековой живописи и русского искусства, а главное единственная икона, которую можно считать достоверной работой Андрея Рублёва. В Третьяковской галерее, где она находилась почти сто лет, она была доступна всем. «Возвращение подлинной, весьма ветхой иконы в Троице-Сергиеву Лавру нарушает давно сложившееся равновесие (в том числе устоявшийся порядок богослужений в Троицком соборе) и только кажется актом восстановления исторической справедливости. В действительности духовная и культурная миссия образа резко сужается, доступ к нему – ограничивается, а сохранность ставится под угрозу. Подлинное уважение к святыне заключается в том, чтобы обеспечить ей надежные условия хранения, а людям – дать возможность полноценного общения с памятником, всячески способствуя раскрытию его сути», – говорится в документе.

Учитывая все риски, лучшее – оставить «Троицу» в Третьяковской галерее, где есть возможности регулярно наблюдать и сохранять памятник. В качестве компромиссного решения предлагается временное или постоянное экспонирование рублёвской «Троицы» в отделе Третьяковской галереи – действующем храме святого Николая в Толмачах, где имеется специально изготовленная для этого витрина. Если это невозможно, то такие условия необходимо создать в Лавре.

Для контроля предлагается организовать Наблюдательный совет при Минкультуры РФ и Российской академии наук, куда войдут представители РПЦ (включая насельников Троице-Сергиевой Лавры), профессиональные реставраторы и историки искусства (прежде всего, сотрудники Третьяковской галереи), специалисты по экспозиционному оборудованию и организации музейного климата. Без обсуждения Наблюдательного совета в отношении «Троицы» не должно предприниматься никаких действий.

Условия в Троицком соборе не подходят для хрупкого памятника. Там негде поставить витрину. Поэтому специалисты предложили построить за пределами Лавры особый храм-музей, куда можно было бы перенести не только «Троицу», но древний иконостас из Троицкого собора. Для пребывания в храме-музее рублёвской иконы нужна витрина-капсула. Есть еще один вариант: для «Троицы» может быть оборудовано специальное помещение в здании Ризницы Троице-Сергиевой Лавры, по соседству с экспозициями Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Это обращение подписали 19 крупнейших специалистов по древнерусскому искусству. Среди них – доктор филологических наук, академик РАН, председатель Комиссии по культуре древней и средневековой Руси Алексей Гиппиус, директор Санкт-Петербургского института истории, член-корреспондент РАН Алексей Сиренов, художник-реставратор высшей категории Юрий Бобров, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств, замдиректора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва Геннадий Попов. И, что немаловажно, заведующая отделом научных исследований и реставрации пергаменных рукописей Центра имени академика И.Э. Грабаря Элина Добрынина.

Среди экспертов, выступивших с таким предложением, есть и старший научный сотрудник отдела древнерусской живописи Третьяковской галереи Екатерина Гладышева, однако в списке она значится просто как историк искусства, без указания на должность. А вот Михаила Пиотровского, который участвовал в июльском заседании, нет, хотя письмо на подпись ему было отправлено.

Пока никакой реакции на предложение экспертов нет. Молчит и Реставрационный центр Грабаря, где сейчас находится «Троица», хотя там еще в сентябре должен был пройти расширенный реставрационный совет. Может, он и был, но его результаты не обнародованы.

Однако в прессу просочилась информация о том, что реставраторы нашли еще 80 новых тревожных изменений – увеличилась трещина между досками, сыпется красочный слой, появляются трещины. С учетом тех, что были выявлены после путешествия в Троице-Сергиеву лавру год назад, набирается около 150 новых участков, которые вызывают опасения и требуют контроля или вмешательства реставраторов.

Мы дозвонились одному из участником заседания, который так же подписал упомянутое заявление по мерам, необходимым для сохранения «Троицы». Лев Лифшиц с ходу ответил.

– Мы сделали, что могли – собрались, выступили, написали письмо, оно было всем разослано, ждем реакции, – сказал доктор искусствоведения «МК».

– Лев Исаакович, что происходит в Центре Грабаря? Почему все молчат – и реставраторы, и Минкульт, и Третьяковка?

– Думаю, что они в таком же дурацком положении, как и все мы. Я знаю, что в Центре Грабаря ходят вокруг колпака, под которым лежит «Троица». Ходят, нюхают воздух, смотрят. У них стоит мощная климатическая установка. Что они еще могут делать? Предложения наши повисли в воздухе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру