Крымский пост: почему митрополит Тихон не радуется новому назначению

Услали далеко, чтобы сделать ближе

Новое назначение митрополита Тихона (Шевкунова), перевод с псковской на крымскую кафедру, получило, мягко говоря, противоречивы оценки наблюдателей. Вопрос, что это было, опала и ссылка или, напротив, шаг, а то и скачок, вверх по карьерной лестнице, остался без однозначного, исчерпывающего ответа. За недостатком твердых знаний о природе кадрового решения пожар дискуссии начал уже было утихать. Но тут дровишек в огонь неожиданно подбросил сам митрополит.

Услали далеко, чтобы сделать ближе

Слова Тихона о новом месте службы - весомый довод в пользу опальной версии. Ну, если, конечно, воспринимать их всерьез. Тут ведь тоже нет единого мнения. По версии, например, одного из государственных информагенств, митрополит «пошутил о Крыме». Возможно, коллеги гораздо лучше осведомлены о настроениях архиерея, но на юмор его высказывание походит мало. Впрочем, судите сами.

«Обо мне помолитесь, - сказал Тихон, обращаясь с прощальным словом к братии и прихожанам Псково-Печерского монастыря (видео размещено на страничках обители в соцсетях). - Там другая епархия, большая. Там свои сложности... Что такое Крым? Что такое Крым был в Древней Греции, в Византии? Это Колыма! Это для нас он - Крым. Ссылали туда - и Златоуста, и Климента, Папу Римского. Вот и мне - на курорты Колымы... Нет, там прекрасно, конечно. Там прекрасно, но это не это не Печеры. Храни вас Господь».

Для справки: Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (ок. 347 г. - 407 г.) сослан был на самом деле не в Крым, а в Армению, а затем в Пифиунт (нынешнюю Пицунду), но до конечного места ссылки не добрался: окончил свои дни в Команах Понтийских (северо-восток нынешней Турции). Но в принципе, это тоже недалеко от Крыма.

Что же касается Климента, четвертого папы римского (родился предположительно в 30-е годы I века, умер, по различным источникам, в 97, 99, или 101 году) - все верно: согласно преданию, он был отправлен в Крым, на каменоломни возле Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь), где и встретил мученическую смерть.

Надо отметить также, что в той же речи митрополит высказал признательность шефу за перевод на другое место работу. Но не за этот перевод, а за предыдущий. «Я хочу поблагодарить святейшего патриарха Кирилла, который вдруг неожиданно сказал мне, что ты будешь псковским епископом и игуменом Псково-Печерского монастыря, - сказал Тихон. - Для меня это было неожиданно, я даже мечтать не мог о такой высоте... Но вот, мечты сбываются и быстро проходят».

Тем самым, кстати, митрополит отчасти подтвердил слухи, ходившие по поводу его перемещения в Псков - в той части, где это явилось для него большим сюрпризом. Для людей, знающих чуть больше простых смертных о кадровой кухне патриархии, это тоже, надо сказать, стало неожиданностью. До этого активно обсуждалась возможность занятия Тихоном петербургской кафедры, что означало бы резкое повышение статуса: по уставу РПЦ митрополит петербургский является постоянным членом Священного Синода.

Псков был намного менее престижным вариантом, поэтому ряд экспертов расценил этот переезд как почетное удаление из Москвы. Однако сам Тихон все эти годы называл возвращение в Псково-Печерский монастырь, где он начинал свою церковную деятельность (был трудником, а затем послушником), счастьем. Так же он сказал и своем прощальном слове, добавив: «Счастье длилось недолго. Всего пять лет. Господь управил именно так. Сильно радоваться тоже неполезно».

В общем, либо Тихон настолько хороший актер, что ему поверил бы сам Станиславский, либо ему и впрямь очень не хочется переезжать. И автор эти строк склоняется к последнему варианту. Несмотря на то, что крымское назначение, хотя и удаляет Тихона от столицы в географическом отношении, сильно приближает к ней, по всем признакам, политически. Вполне можно согласиться с опальным протодиаконом Андреем Кураевым (кстати, другом Тихона): «В наше время географическая близость ничего не значит... Зато упоминание о Крыме дополнительно открывает сегодня все кабинеты в Москве».

Почему же невесел митрополит, почему не рад открывающимся перед ним перспективам? Чужая душа потемки. Нельзя исключать, что Тихон действительно хочет держаться подальше от мирской суеты. Вполне естественное желание для монаха. Но возможно, все намного сложнее.

Пять лет назад, комментируя повышение Тихона до псковского митрополита, ваш покорный слуга - как, впрочем, и многие другие комментаторы, тут нет никакого приоритета - предсказывал, что его карьерный рост на этом не остановится, что впереди Тихона ждут намного более великие дела. Вполне возможно, в статусе патриарха. Правда, сам митрополит призвал тогда всех «успокоиться», заверив, что «ничего серьезного в этой теме нет даже в помине». Но зачем-то добавил: «Чтобы стать патриархом, я должен пять лет управлять епархией».

Пять лет прошли. И вот-вот истечет очередной срок полномочий президента, духовником которого, согласно известной легенде, является новый митрополит Симферопольский и Крымский (сам он ее, кстати, никогда не опровергал). Совпадение? Возможно. Но как знать, возможно, Тихон знает нечто такое о кремлевских планах по обновлению правящей элиты, включая и руководство «сверхъестественной монополией», что заставляет его уже сегодня ощущать всю тяжесть будущей миссии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру