Инструкцию по вечной жизни выставили впервые в Лос-Анджелесе: «Кости гнилой кошки»

Фрагменты «Египетской Книги Мёртвых» появились в экспозиции музея Гетти

В Лос-Анджелесе в музее Гетти выставлен фрагмент папируса Пашерашахета. Эта рукопись датируется примерно от 375 годом до 275 года до нашей эры. Папирус является одной из частей погребальных свитков, которые известны под общим названием «Книга мёртвых».

Фрагменты «Египетской Книги Мёртвых» появились в экспозиции музея Гетти
Фото: соцсети

В Музее Гетти проходит выставка, в рамках которой можно увидеть папирусы, созданные писцами для «Книги Мёртвых», сообщает The New York Times. Эта рукопись помогала душе человека сориентироваться в путешествии в загробный мир. Древние египтяне верили, что умершие отправляются в подземный мир, где их судит бог Анубис. Если бы душа была признана достойной, ей была бы предоставлена вечная жизнь. Считалось, что «Книгу дня пришествия», один из переводов с древнеегипетского языка, могли позволить себе только фараоны и элита.

В середине XIX века британский антиквар Томас Филлипс объявил о своем намерении стать обладателем одного экземпляра каждой книги в мире. К моменту смерти коллекционера в 1872 году у него собралась коллекция из 60 тысяч документов и 50 тысяч печатных книг. В ней было и 19 фрагментов древних погребальных свитков, которые сейчас составляют «Египетскую Книгу Мёртвых». Её приобрел нью-йоркский книготорговец Ганс Краус на аукционе. Как меценат он подарил купленную книгу музею Гетти в Лос-Анджелесе в 1983 году. С того момента лот не выставлялся как экспонат и хранился в склепе, чтобы свет не повредил реликвию, охватывающую период примерно с 1450 до 100 годов до нашей эры. Только в начале ноября семь главных фрагментов из «Египетской Книге Мёртвых» представили публике.

Египтолог из Калифорнийского университета в Беркли Рита Лукарелли отметила значимость события: «Я рада, что музей Гетти наконец решил раскрыть и выставить то, что до сих пор было почти забытой частью его великолепной коллекции древностей, но которая на самом деле содержит важные образцы одного из самых известных древнеегипетских корпусов в мире».

Не стоит забывать, что рукопись не стандартная книга, а сборник из 200 ритуальных заклинаний и молитв с инструкциями о том, как дух умершего должен читать их в будущей жизни. Например, Заклинание 33 использовалось для отпугивания змей, у которых запах «костей гнилой кошки».

Куратор выставки Сара Коул назвала фрагменты своего рода сверхъестественной «страховкой путешествия», предназначенной для расширения защиты усопших в долгом и извилистом пути по загробной жизни. В отличие от сегодняшних страховых полисов, если его потерять — восстановить не получится.

«Тексты — это средство успокоить вашу смертельную тревогу и контролировать свою судьбу», — считает египтолог и редактор каталога выставки Фой Скалф.

Почему «Книга для пришествия» известна под другим названием? В 1842 году немецкий ученый Карл Рихард Лепсиус опубликовал перевод рукописи и придумал название «Книга мертвых» (das Todtenbuch), которое отражало фантазии о природе и характере египетской цивилизации. Система нумерации, которую он использовал для идентификации различных заклинаний, используется до сих пор.

Среди самых жутких иллюстраций, выставленных в Гетти, есть изображения богов (Анубис с головой шакала; Гор с головой сокола) и монстров (Аман Пожирательница, гибрид льва и бегемота с головой крокодила).

«Цель этих существа быть устрашающими не в том, чтобы напугать души, пытающиеся получить доступ к этим местам, а в том, чтобы не пускать туда тех, кому там не место. Вхождение в число богов — очень ограниченная вещь», — рассказывает доктор Скальф.

Считается, что предполагаемым пунктом назначения души было царство богов, напоминавшее идеализированную версию Египта. Достигнув цели, умерший присоединялся к богу Солнца Ра, пересекавшему небо на солнечной ладье.

Два из четырех свитков папируса на выставке Гетти принадлежали женщинам по имени Асет и Анхесенасет, обе из которых были жрицами и ритуальными «певицами Амона» в храме бога в Карнакском комплексе в Фивах. Свитки представляют собой рваные обрывки, извлеченные из гробниц в эпоху европейской колонизации и были проданны арт-рынку.

Самый старый рулон папируса в коллекции Гетти принадлежал женщине по имени Вебеннер. Отмечается, что некоторые инструкции были нарисованы внутри и снаружи саркофагов, другие запечатлены на плащаницах, статуэтках, амулетах и «магических кирпичах», вмонтированных в стены гробниц.

Самый драгоценным в выставке стали льняные повязки с нанесенными на них заклинаниями, которыми обертывание тела в рамках ритуального процесса бальзамирования. Это делалось не часто, и как отмечает куратор выставки «это делало отношение людей к Книге Мёртвых еще более личным».

Ещё одним уникальным экспонатом является виньетка, на которой изображен зал суда Осириса и богов, во время которого сердце умершего взвешивается Анубисом, хранителем царства мёртвых, вместе с пером богини Маат, воплощением истины и справедливости. Считается, что там изображен Пашерашахет, «привратник» служивший богу луны Хонсу в Карнаке. Если сердце слишком тяжело, это означает, что грехи перевешивают добрые дела. Тогда Аман Пожирательница с открытым ртом в этом случае поглощает душу и обрекает на вторую и длительную смерть.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру