В Музее Гетти проходит выставка, в рамках которой можно увидеть папирусы, созданные писцами для «Книги Мёртвых», сообщает The New York Times. Эта рукопись помогала душе человека сориентироваться в путешествии в загробный мир. Древние египтяне верили, что умершие отправляются в подземный мир, где их судит бог Анубис. Если бы душа была признана достойной, ей была бы предоставлена вечная жизнь. Считалось, что «Книгу дня пришествия», один из переводов с древнеегипетского языка, могли позволить себе только фараоны и элита.
В середине XIX века британский антиквар Томас Филлипс объявил о своем намерении стать обладателем одного экземпляра каждой книги в мире. К моменту смерти коллекционера в 1872 году у него собралась коллекция из 60 тысяч документов и 50 тысяч печатных книг. В ней было и 19 фрагментов древних погребальных свитков, которые сейчас составляют «Египетскую Книгу Мёртвых». Её приобрел нью-йоркский книготорговец Ганс Краус на аукционе. Как меценат он подарил купленную книгу музею Гетти в Лос-Анджелесе в 1983 году. С того момента лот не выставлялся как экспонат и хранился в склепе, чтобы свет не повредил реликвию, охватывающую период примерно с 1450 до 100 годов до нашей эры. Только в начале ноября семь главных фрагментов из «Египетской Книге Мёртвых» представили публике.
Египтолог из Калифорнийского университета в Беркли Рита Лукарелли отметила значимость события: «Я рада, что музей Гетти наконец решил раскрыть и выставить то, что до сих пор было почти забытой частью его великолепной коллекции древностей, но которая на самом деле содержит важные образцы одного из самых известных древнеегипетских корпусов в мире».
Не стоит забывать, что рукопись не стандартная книга, а сборник из 200 ритуальных заклинаний и молитв с инструкциями о том, как дух умершего должен читать их в будущей жизни. Например, Заклинание 33 использовалось для отпугивания змей, у которых запах «костей гнилой кошки».
Куратор выставки Сара Коул назвала фрагменты своего рода сверхъестественной «страховкой путешествия», предназначенной для расширения защиты усопших в долгом и извилистом пути по загробной жизни. В отличие от сегодняшних страховых полисов, если его потерять — восстановить не получится.
«Тексты — это средство успокоить вашу смертельную тревогу и контролировать свою судьбу», — считает египтолог и редактор каталога выставки Фой Скалф.
Почему «Книга для пришествия» известна под другим названием? В 1842 году немецкий ученый Карл Рихард Лепсиус опубликовал перевод рукописи и придумал название «Книга мертвых» (das Todtenbuch), которое отражало фантазии о природе и характере египетской цивилизации. Система нумерации, которую он использовал для идентификации различных заклинаний, используется до сих пор.
Среди самых жутких иллюстраций, выставленных в Гетти, есть изображения богов (Анубис с головой шакала; Гор с головой сокола) и монстров (Аман Пожирательница, гибрид льва и бегемота с головой крокодила).
«Цель этих существа быть устрашающими не в том, чтобы напугать души, пытающиеся получить доступ к этим местам, а в том, чтобы не пускать туда тех, кому там не место. Вхождение в число богов — очень ограниченная вещь», — рассказывает доктор Скальф.
Считается, что предполагаемым пунктом назначения души было царство богов, напоминавшее идеализированную версию Египта. Достигнув цели, умерший присоединялся к богу Солнца Ра, пересекавшему небо на солнечной ладье.
Два из четырех свитков папируса на выставке Гетти принадлежали женщинам по имени Асет и Анхесенасет, обе из которых были жрицами и ритуальными «певицами Амона» в храме бога в Карнакском комплексе в Фивах. Свитки представляют собой рваные обрывки, извлеченные из гробниц в эпоху европейской колонизации и были проданны арт-рынку.
Самый старый рулон папируса в коллекции Гетти принадлежал женщине по имени Вебеннер. Отмечается, что некоторые инструкции были нарисованы внутри и снаружи саркофагов, другие запечатлены на плащаницах, статуэтках, амулетах и «магических кирпичах», вмонтированных в стены гробниц.
Самый драгоценным в выставке стали льняные повязки с нанесенными на них заклинаниями, которыми обертывание тела в рамках ритуального процесса бальзамирования. Это делалось не часто, и как отмечает куратор выставки «это делало отношение людей к Книге Мёртвых еще более личным».
Ещё одним уникальным экспонатом является виньетка, на которой изображен зал суда Осириса и богов, во время которого сердце умершего взвешивается Анубисом, хранителем царства мёртвых, вместе с пером богини Маат, воплощением истины и справедливости. Считается, что там изображен Пашерашахет, «привратник» служивший богу луны Хонсу в Карнаке. Если сердце слишком тяжело, это означает, что грехи перевешивают добрые дела. Тогда Аман Пожирательница с открытым ртом в этом случае поглощает душу и обрекает на вторую и длительную смерть.