Первая волна скандалов на тему, могут ли школьницы из мусульманских семей надевать в тюменскую школу платок (именно он в Тюмени понимается под словом «хиджаб», в широком смысле означающим всякую одежду, соответствующую требованиям шариата), прокатилась по сибирскому городу еще в начале сентября прошлого года. Тогда в 88-й школе к занятиям не допустили девочку из мусульманской семьи, пришедшую в школу в платке, полностью скрывающем волосы. Вернее, школьницу поставили перед выбором - снять платок или покинуть класс.
Юная мусульманка выбрала второе. Но вместо нее к директору пришли ее родители, предупредив, что беседу будут снимать на видео. И задали простой вопрос: а правда ли, что в школу запрещено ходить с покрытой головой?
Ответ оказался невразумительным, и скандал вышел на федеральный уровень, в результате чего власти не только города, но и региона встретились с отцом ученицы, чтобы обсудить случившееся. Результат: девочке разрешили ходить на занятия в хиджабе. С тех пор прошло чуть более года, и снова Тюмень восстала против исламских головных уборов.
- Началось с дискуссии под блогом про хиджаб как «символ насаждения исламистских течений», но он всего лишь верхушка айсберга, - говорит тюменка Валерия, живущая недалеко от местного рынка. - У нас тут приезжие живут большими диаспорами, по своим правилам, не только поддерживая, но и покрывая друг друга. Иногда мы чувствуем, что это мы у них в гостях, а не они у нас. И их все больше.
- А говорят, что из-за падения рубля мигранты уезжают?
- Те, кто приехал лет 10-15 лет назад, уже и не гастарбайтеры, они граждане России. И у них уже тут родившиеся дети и даже внуки. Третье поколение в школы пошло, а первое считает себя коренными тюменцами.
По мнению Валерии, именно стремительное разрастание мусульманских диаспор — главная причина того, что всего год назад жители Тюмени поделились примерно поровну: половина встала на сторону мусульманской семьи, считая, что ребенок имеет право соблюдать заповеди своего вероисповедания везде, в том числе и в школе. Другая же половина тюменцев заявляла: пусть соблюдают везде, но только не в детском коллективе. Но всего год спустя картина разительно поменялась: теперь 98% тюменцев (приблизительный расчет сделан волонтерами путем оценки мнений в соцсетях и тематических пабликах. — Авт.) против хиджаба как «навязывания религии».
- Если в классе из 30 человек всего одна девочка в платке, то да, она становится белой вороной, - говорит Тамара Алексеевна, педагог младших классов одной из тюменских школ. - А дети реагируют на всех, кто не «как все», это неизбежно. И задают вопросы: почему Айна в платочке, а Аня нет?
Учитель должен знать, как отвечать на такие вопросы, чтобы ребенок понял, но при этом не слишком углубляясь. Но сейчас ситуация иная: в классе из 30 человек, где половина девочек, половина из них в хиджабах. А чем школа ближе к рынку, тем больше «покрытых» девочек в классе.
- Поэтому родители требуют запрета хиджабов?
- В нашей школе не требуют. Год назад замгубернатора разъяснил, что каждая школа на своем уровне вправе разрешить либо запретить любую «религиозную атрибутику». Мы разрешили, так как у нас таких учеников большинство. Но в целом по городу антихиджабное настроение есть. Потому что диаспоры демонстративно живут по своим порядкам, не считаясь с нашими.
Примерно это и звучит из уст тюменских родителей в городских пабликах: «Школа — это государственное учреждение, где детям дают образование единое и независимое от вероисповедания. Там есть правила и требования к внешнему виду учеников. Если каждый представитель нации будет требовать в школе соблюдения традиций и нарядов своей нации — получится бардак».
Сегодня многие тюменские родители требуют закрепить запрет на хиджаб в школах законодательно.
- Одна местная искусствовед написала в своем блоге, что хиджаб — это пропаганда, - рассказывает Малахат, переехавшая с семьей в Тюмень из Таджикистана. - Следом сразу нашлись те, кому не понравились продавщица в хиджабе и кондуктор в автобусе с покрытой головой.
Одна женщина написала о «пропаганде хиджабом» на официальной странице губернатора Тюменской области, и это не стерли. А мужчина оставил сообщение на страничке в соцсетях тюменского православного собора (Знаменский кафедральный собор. — Авт.), потребовав вообще выслать из Тюмени мигрантов из Средней Азии. Мол, мы не чтим русские традиции и закон. И там тоже это не удалили. Наоборот, еще и вышестоящие церковники прокомментировали. А наш имам сказал: если в хиджабе нельзя в школу, значит, надо отказаться — но не от хиджаба, а от школы.
- Может, вы и впрямь слишком навязываете свои правила в российском городе?
- Мы навязываем? Нам в школе сказали, что основы мировых религий в 4-м классе будут на выбор — можно выбрать любую, включая буддизм, а также атеизм и просто историю возникновения разных конфессий. А на деле весь класс изучает православие. И мои дети-мусульмане тоже.
- Но при этом хиджаб снять настолько невозможно, что легче в школу не ходить?!
- У нас девочка в 9 лет сама решает, надевать ей хиджаб или нет. Если она живет в России, где светские законы, она может не захотеть, и семья не будет давить. Зачем создавать ребенку проблемы, если он растет в другой среде?! Но есть одно но: если девочка сама решила и однажды надела хиджаб, снять его она уже не может — это грех.
Тем временем Тобольско-Тюменская епархия призвала подойти к проблеме хиджаба «аккуратно», напомнив прихожанам, что «каждый человек является человеком, даже если это не гражданин нашей страны».