Эвакуированных из сектора Газа россиян разместили в детском лагере под Волоколамском. Раньше там жили беженцы из Украины.
— Кому есть, куда отправиться, покидают столицу, никто не задерживается в лагере. Все мои друзья уже уехали. У многих есть квартиры, родители живы, — рассказывает Елена. — Остаются те, кто по 30 лет жил в Газе, потерял российские связи. Некоторые пока приходят в себя. В лагере есть врачи, психологи, которые помогают адаптироваться.
Моя знакомая Аня уехала в Волгоград, Катя – в Астрахань, Алёна – в Ставропольский край, еще одна девочка в Калининград.
Вроде им билеты купили. Кому-то отправили деньги родители. Многие ведь так и не получили зарплату. Обычно в Газе зарплату выдают до 10 числа. Но в начале октября как раз начались военные действия и народ остался без денег…
Мы много лет жили в Газе, потом пять лет в Египте. Когда вернулись в Россию, долго не снимали тёплую одежду, постоянно мёрзли. Год ушел на акклиматизацию. Так что эвакуированным будет тяжело. Первую зиму точно придётся привыкать к холоду. На следующий год станет легче.
«Через Израиль выбраться невозможно»
— Из Газы ведь сложно выехать и в мирное время. Как люди катались в отпуск?
— Приходилось за полгода записываться, ждать разрешения на выезд. Когда мы там жили, то пять месяцев ждали разрешения на выезд из Газы.
Чтобы выехать через Египет, приходилось платить приличную сумму. Выезд организовывали палестино-египетские фирмы. Чтобы пересечь границу, люди платили от 250 долларов. А в летний сезон, когда отпуска и каникулы, стоимость доходила до 800-1000 долларов на человека.
А вот через Израиль выбраться было практически невозможно. Даже иностранцев, которые проживали в Газе и не имели палестинского паспорта, не пускали. Для них, если живешь на территории Палестины, ты — палестинка, а не россиянка.
Я выезжала только по палестинскому паспорту, они не признавали мой российский.
— Двойное гражданство в Палестине разрешено?
— Там хоть какое гражданство разрешено. Многие иностранцы оформляют паспорт Палестины исключительно для выезда из анклава.
— Среди эвакуированных в Россию есть люди, у которых только палестинские паспорта?
— У мужа моей подруги нет российского гражданства, только палестинское. Они ещё не прилетели. Думаю, ему в аэропорту просто поставят визу.
«С трудоустройством проблем не возникнет»
— В аэропорту я разговаривала с некоторыми эвакуированными. Очень многие - врачи. Почему так?
— В основном прилетели те, кто когда-то учился в нашей стране: хирурги, кардиологи, стоматологи, гинекологи, специалисты по лицевой хирургии.
У них российские дипломы, думаю, проблем с трудоустройством не возникнет. Тем более, они имеют огромную практику, особенно гинекологи. В секторе Газа женщины рожают много. Это у нас роддома стоят полупустые, там такого нет. В Газе большие семьи, четверо детей — это ни о чём.
— Я слышала, что мужья некоторых россиянок остались в Газе.
— У моей подруги Лены муж остался. Супруг Тани, Махмуд тоже не уехал, он сосудистый хирург. Улетели в основном стоматологи, гинекологи, то есть частники.
— МЧС и волонтёры обеспечили людей теплой одеждой. В чем ещё нуждаются люди?
— Во всём. Когда израильтяне объявили о наземной операции, люди похватали маленькие чемоданчики, деньги, всё самое необходимое на несколько дней. Никто не предполагал, что конфликт затянется. Надеюсь, мусульманские организации организуют им помощь.
Тем более, люди не знают, надолго ли останутся в России. Мои девочки говорят: сейчас отдохнем, потом начнем думать, как жить дальше. Сейчас главное - вывести дети из стрессового состояния, ну и взрослым потребуется недели две, чтобы прийти в себя.
— Я удивилась, что прилетевшие в Россию люди выглядели спокойно, не было истерик, слез.
— Они привыкли. Я сама пережила три военных конфликта. В 2014-м (когда шла израильская операция возмездия «Несокрушимая скала» - «МК») мы 51 день не выходили из квартиры, но хотя бы дома не разрушали. То, что сейчас происходит – это кошмар.
«Квартиру в Газе продать не успели»
— Вам что-то известно про ситуацию в больнице «Аль-Шифа»? Израиль не нашёл явных доказательств активности бойцов ХАМАС в госпитале.
— Никаких тоннелей и ХАМАСа не было. Израиль в среду вошёл в больницу, разгромили центральный склад с лекарствами. Даже крови для переливания не осталось.
Вроде они нашли комнату, где сидела охрана больницы. Но сказали, что это склад оружия ХАМАС. Насколько мне известно, армия Израиля уже ушла из «Аль-Шифы».
Вообще, простые люди, проживающие в анклаве, понятия не имели о работе военного крыла ХАМАС. Никто не знал, какие операции они разрабатывают. Их имена называют, но в лицо этих людей никто не видел.
Боевики с автоматами по улицам не ходили. Иногда по утрам мы лишь могли слышать, как запустили с нашей территории ракету, и всё.
Ещё везде говорят, что в анклаве все за ХАМАС… Да там люди хотят просто мирно жить и работать, растить детей, настолько устали от всего этого…
— Одна из эвакуированных женщин в аэропорту, сказала, что надеется вернуться…
— Это моя Аня. Она сказала: «Сердце моё в Газе».
— И много таких, кто хотел бы вернуться?
— Думаю, кто-то вернётся, чтобы посмотреть, что стало с их домом. Кто-то надеется получить хотя бы какие-то выплаты. Дома же все частные. Всё разрушили, камня на камне не оставили. Международное сообщество должно отреагировать. Кстати, у меня там тоже квартира осталась, не знаю, что с ней.
— Почему не продали, если давно не живете в Газе?
— Последний раз мы были там три года назад. Всё думали, продавать или нет. Когда решились, началась война.
— Теперь, наверное, и покупателей не найдете?
— Если квартира цела, то продать можно. Людям, чьи дома разбомбили, надо же где-то жить. Наша квартира находится в центре анклава, место хорошее, красивый район. Там квартиры у людей большие, не как здесь. Площадь 120 «квадратов» считается маленькой. У большинства - от 150 до 250 метров, занимают целый этаж.
Если бы не эта ситуация, я бы из Газы никогда не уехала. Там климат хороший, чисто, напротив нашего дома была апельсиновая роща, виноградники, рядом Средиземное море…
Читайте материал «Банковские счета заморожены»: эвакуированная из Газы россиянка поделилась проблемами»