Медики получили методичку о том, как реагировать на хамское поведение пациентов

«Важно показать, что это — наказуемое деяние»

Хамское отношение пациентов к медикам в России — весьма распространенное явление. Вместо благодарности за помощь врачи и медсестры часто получают от болезных богатые порции оскорблений, нередко выраженных в нецензурной форме.

Не то чтобы терпению людей в белых халатах настал предел, но юристы твердо решили рекомендовать им не спускать ситуацию на тормозах и не давать себя в обиду. Совместно с филологами юристы крупнейшего в стране объединения медиков — Национальной медицинской палаты — проанализировали судебную практику и составили подробную методичку на тему, как действовать, если кто-то обзывается.

«Важно показать, что это — наказуемое деяние»

В КоАП РФ есть статья 5.61 — «Оскорбление, умаление чести и достоинства, выраженные в неприличной форме». Статья предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере до 5 тысяч рублей. И, судя по богатой судебной практике, эти штрафы нередко находят своих героев.

Например, в прошлом году мировой суд города Курска оштрафовал гражданина на 3 тысячи рублей за целый букет оскорблений в отношении врача. Вот самые приличные из них: «чепушило», «сказочный ты идиот», «неудачник — это ты, стопроцентный подкаблучник, а не мужик!», «дятел безмозглый — это ты!». Аналогичное наказание вынесли жителю Саратовской области за «одноглазого козла» и «чмо», во столько же обошлись обзывания врачей жителям других регионов. Жителю Липецка за «тупую овцу» присудили уже 4 тысячи рублей штрафа. А самый высокий штраф (6 тысяч) в прошлом году получил житель Калужской области за обсценное оскорбление.

Юристы считают ситуацию уже выходящей из берегов — и настойчиво рекомендуют медикам привлекать хамов к ответственности. «Оскорбление представляет собой разновидность психического насилия, которое выражается в отрицательной оценке виновным личности гражданина, подрывает репутацию последнего в глазах окружающих и наносит ущерб его самоуважению. Оскорбление может быть выражено устно, например, в виде ругательств, или же письменно в виде адресованных гражданину записок или писем. Также оскорбление может выражаться и в физических действиях (например, плевок, пощечина)», — поясняют они в методичке, составленной для работников в белых халатах.

Эксперты отмечают, что к основным тематическим группам бранной лексики относятся: названия животных; наименования нечистот; обращения к нечистой силе; обвинения в незаконнорожденности; наименования интимных отношений и названия гениталий. И рекомендуют медработникам в случае получения оскорблений немедленно действовать.

Как рассказала «МК» руководитель юридической службы Нацмедпалаты Лилия Айдарова, какого-то отдельного повода составлять для врачей такую методичку не было — просто сработал эффект накопления:

— Хамские высказывания стали распространенным явлением не только по отношению к врачам. Высказывания оскорбительного характера сегодня имеют место в сфере получения любой помощи и любых услуг. Вероятно, главная причина в том, что таков культурный и образовательный уровень населения. Но мы защищаем интересы именно медработников. Поэтому сначала мы проанализировали судебные акты и в целом порочную практику отношения пациентов к медицинским работникам. Изучили судебные решения, которые выносились по статье 5.61 КоАП. А потом составили очень подробный алгоритм действий — как поступить медработнику, если по отношению к нему допускались оскорбительные высказывания. Если вкратце, то ему нужно обратиться в прокуратуру с заявлением и приобщить к нему доказательства. Что является доказательством? Это могут быть показания свидетелей, записи, телефонные или диктофонные, смс, высказывания в социальных сетях. В методичке мы приводим оценку: какие слова и выражения являются оскорбительными. Иногда это вполне литературные слова, однако учитывается контекст: если они произносятся или пишутся с намерением унизить или оскорбить, здесь можно говорить о составе правонарушения.

— Штраф за такие правонарушения совсем небольшой...

— Да, до 5 тысяч рублей, но суды чаще всего назначают «серединку». И все же главная цель — это не столько наказать, сколько пресечь правонарушение. А еще это наказание влечет за собой меры превентивного характера — чтобы в дальнейшем такое не повторялось. И важен не размер штрафа, важно показать, что это — наказуемое деяние и что, оскорбив врача, человек признается правонарушителем, а государство включается в защиту интересов пострадавшего.

— В связи с чем пациенты поливают медицинских работников грязью чаще всего? Или повод не особо нужен?

— Оскорбительные высказывания могут прозвучать от пациентов в любой момент — по отношению к врачу «скорой помощи», участковому врачу и пр. Например, пациент посчитал, что врач работает слишком медленно. Или что слишком большая очередь. Или у него просто плохое настроение — во многом срабатывает человеческий фактор, что выливается в брань и оскорбление. Повторяю, это нередкое явление, и судебная практика не ограничивается какой-то одной областью или одним регионом.

— Как вы будете доводить новую методичку до врачей на местах?

— В каждом субъекте Федерации есть отделение Нацмедпалаты и профсоюзные объединения медиков, все членские организации получили документы, и многие разместили их на региональных сайтах. В общем, наши методички не должны остаться незамеченными среди врачей. Методичек две — вторая посвящена действиям медиков в ситуациях, связанных с воспрепятствованием оказания медицинской помощи, когда им просто не дают работать. В каждой есть короткий алгоритм — куда идти и что делать, чтобы лицо, нарушившее закон, было привлечено к ответственности.

— То есть с пациентским хамством будут бороться масштабно?

— Я бы сказала, наша цель — защищать медицинских работников, которые подвергаются нападкам и оскорблениям.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29210 от 6 февраля 2024

Заголовок в газете: За врача ответишь

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру