Ученые разработали белок, который заменит сахар: проблема диабета может быть решена

Новинка станет основой здорового питания в будущем

В последние годы в мире ведется активный поиск полезных веществ, которые могли бы стать альтернативой сахару. И вот мы близки к прорыву — российские ученые синтезировали сладкие белки, в несколько тысяч раз слаще сахара, но не приносящие вреда здоровью и не вызывающий зависимость. Это подтвердили исследования на их безопасность.

Новинка станет основой здорового питания в будущем
Фото: unsplash.com

Человечество открыло для себя сахар всего каких-то пару веков назад, однако сегодня сложно представить нашу жизнь без сладенького. Оно дарит нам приятные эмоции, но попутно подтачивает наше здоровье. Избыточное потребление сахара ведет к ожирению, болезням сердца и сосудов, желудка, мышечно-скелетной массы, сахарному диабету, кариесу…

Сегодня сахар занимает до 20% объема продовольствия. Он стал любимым ингредиентом технологов в пищевой промышленности, поскольку является дешевым наполнителем, отличным улучшителем, консервантом, а ещё и источником энергии. Конечно, головному мозгу нужна глюкоза, однако потребление сахара стало совершенно бездумным — и мы пожинаем последствия. За последние 40 лет количество пациентов с сахарным диабетом выросло в 5(!) раз и сегодня составляет не менее 500 миллионов человек. К ним следует добавить ещё более миллиарда человек с преддиабетом. В некоторых странах количество пациентов с СД составляет уже до половины взрослого населения.

Как рассказывает академик РАН, завкафедрой пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии Лечебного факультета МГМСУ им. А.И. Евдокимова, член научно-технического совета по изучению метаболизма и безопасности инновационных продуктов Игорь Маев, заболеваемость населения в РФ эндокринной патологией (включая нарушения обмена веществ и расстройства пищевого поведения) в 2020-22 годах выросла с 12 до 13 миллионов человек:

«Главным образом мы регистрируем сахарный диабет 2 типа, связанный с нарушением толерантности организма у глюкозе на фоне повышенного употребления сахаров. Только за последние два года рост заболеваемости чрезвычайно выраженный. Доля лиц с избыточной массой тела и ожирением составляет более 62% среди взрослого населения, что во многом связано с употреблением больших дозировок сахара».

Пока медикам остаётся лишь рекомендовать пациентам держать себя в руках и максимально сокращать потребление сахара в рационе. Рекомендации ВОЗ — сократить из количество до 10% от общей калорийности рациона, а лучше до 5%. В РФ установлена рациональная норма потребления сахара - 24 кг в год на человек, но реальное потребление по разным данным составляет от 30 до 39 кг. «Сладкие белки кардинально меняют решение этой проблемы, поскольку не обладают высокой гликемической активностью», — говорит академик Маев.

Сладкие белки были открыты в мире около 30 лет назад. Их содержит несколько тропических растений, произрастающих в экваториальной зоне. Они до 10 тысяч раз слаще сахара, но не вызывают инсулинового отклика и не повышают уровень глюкозы в крови. Как рассказывает профессор РАН, директор НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ Петр Сергиев, в процессе эволюции растения научились быть привлекательными для животных, чтобы те распространяли их семена. Например, виноград содержит до 18% сахара. Однако некоторые растения научились мухлевать со сладким вкусом: производить сладкий белок, который также помогает им защищаться от грибковых поражений. Они создали такие белки случайным образом, и научились экономить свою энергию. «Таких растений в мире несколько. Но производимый ими сладкий белок очень специфичен: воспринимается в основном некоторыми обезьянами и людьми. Поскольку в желудке он распадается на аминокислоты, его употребление сравнимо с употреблением мяса. При этом он имеет очень сладкий вкус», — рассказывает Петр Сергиев.

«Один из сладких белков – тауматин – уже внедрен в пищевую промышленность в нескольких странах. Сейчас изучаются два других рекомбинантных белка: монелин и браззеин. В рамках исследования российские ученые установили, что эти белки не обладают токсичностью, мутагенностью, онкогенностью, не дают аллергенных эффектов и не вызывают значимого изменения состава микробиоты по сравнению с контрольной группой. При этом у группы животных, получавших сахарозу, отмечено увеличение представленности Faecalibaculum rodentium – бактерии, ассоциированной с ожирением», - рассказывает профессор РАН, гендиректор ФГБУ ФНКЦ ФХМ им. Ю.М. Лопухина ФМБА Мария Лагарькова.

Геном сладкого белка (браззеин, монелин) содержится во фруктах, выращивать которые в средней полосе России — не вариант. Однако российские биотехнологи научились синтезировать и культивировать их в дрожжах. «Это стандартный способ получения биотехнологических продуктов, при этом можно масштабировать производство такого сладкого белка в стране. Оно не такое дорогое, так что сладкие белки можно сделать доступными для всех, как здоровую альтернативу сахару», — уверена профессор Лагарькова.

Ученые отмечают, что широкое использование сладких белков в пищевой промышленности, прежде всего, поможет пациентам с сахарным диабетом, а, кроме того, станет основой здорового питания для населения в целом.