Загадка смерти Пушкина: чтобы спасти жизнь поэта не хватило пороха

Смертельный поединок на Черной речке можно было «нейтрализовать»

Два века с четвертью - 225 лет назад, родился Александр Сергеевич Пушкин. Однако прожить «солнцу русской поэзии» довелось совсем немного. И это одна из наших незаживающих национальных ран. Можно ли было спасти поэта от гибели на поединке с Дантесом? Мы поговорили с человеком, который, проанализировав существовавшие дуэльные реалии, определил несколько вариантов развития событий на Черной речке, благодаря которым Пушкин избежал бы смертельного ранения.

Смертельный поединок на Черной речке можно было «нейтрализовать»

тестовый баннер под заглавное изображение

- Начну с того, что у друзей Александра Сергеевича имелся шанс «разрушить» этот злополучный поединок, - рассказывает Михаил Белкин, уже много лет занимающийся изучением истории дуэлей. – Для этого им нужно было лишь организовать задержку в пути экипажа, на котором ехал, чтобы стреляться с поэтом, Дантес.

Ведь, согласно бытовавшим в те времена правилам, если один из противников задерживался с прибытием на место схватки более чем на 15 минут, его оппонент имел право объявить человека уклонившимся от дуэли. Это давало основание более пунктуальному участнику поединка считать противника струсившим, а себя - защитившим собственную честь.

Вот представьте такую ситуацию: друзья Александра Сергеевича организуют команду из нескольких крепких мужиков и устраивают засаду на пути саней, в которых едут Дантес с секундантом. Тогдашние окрестности Черной речки – места довольно пустынные. Там вполне можно было бы даже не нападение организовать, а подстроить, скажем, дорожную аварию - столкновение дантесовского возка с «внезапно вырулившей поперек» другой повозкой. Конечно, этот вариант более знаком нам, живущим в ХХI веке, и не в гужевом, а в автомобильном варианте, но ведь и два столетия назад столкновения конных экипажей на дорогах не были чем-то из ряда вон выходящим.

Согласен с мнением тех, кто сочтет подобный вариант достаточно «криминальным», однако когда на кон поставлена жизнь великого поэта, можно, наверное, и к столь радикальному способу прибегнуть.

- Но ведь при подобном развитии событий Дантес мог, наверное, доказать наличие форс-мажора или даже злого умысла и потребовать все-таки, чтобы их дуэль с Пушкиным состоялась…

- Допускаю такое развитие событий. Однако приготовления к этому новому поединку потребовали бы времени. А его пушкинские друзья могли бы использовать, чтобы окончательно расстроить дуэль. Подобное уже не раз до того удавалось осуществить. В биографии Пушкина исследователи насчитывают чуть ли не более десятка несостоявшихся, благодаря вмешательству заинтересованных сторон, поединков.

- Имелись кроме того варианты «выхолостить» саму дуэль, сделать так, чтобы по итогам ее не было ни раненых, ни убитых, - продолжил Михаил Белкин. – Но для этого необходима добрая воля секундантов обеих сторон.

Сами условия сражения Пушкина с Дантесом были очень суровыми. Согласно предварительной договоренности - дуэль с барьерами, установленными всего в 10 шагах (то есть максимум 8 метров) друг от друга. По команде распорядителя противники, предварительно разведенные по позициям в 20 шагах друг от друга, пошли каждый к своему рубежу – барьеру. Стрелять можно было в любой момент. Француз нажал на курок первым и угодил в живот Александру Сергеевичу.

Оружие, которое использовалось в тот роковой день, известно. Это дуэльные пистолеты производства французской фирмы Le Page калибром 12 мм. Среди специалистов в области старых огнестрельных систем преобладает мнение, что такие «стволы» отличались весьма низкой точностью стрельбы. Поэтому даже на столь небольшом расстоянии угодить в противника было непросто. Но, увы, Дантесу повезло. Пуля, выпущенная им, попала – и весьма основательно, - в цель.

Между тем, ситуация стала бы гораздо более безопасной для здоровья участников поединка, если бы их секунданты Данзас и д’Аршиак договорились между собой и действовали сообща во время приготовлений к дуэли.

Рецепт, обеспечивавший стрельбу «в молоко», был хорошо известен. Он до того уже неоднократно использовался в тех случаях, когда доверенные лица, секундирующие участникам поединка, категорически не желали смерти или увечья своим подопечным.

Дело очень простое: нужно лишь засыпать в пистолет (а тогда, напомню, это оружие заряжалось с дула в несколько приемов) двойной или даже тройной заряд пороха. Повредить массивную металлическую конструкцию такая «каверза» не могла, зато ударный эффект от взрыва в пороховой камере усиленного заряда получался для стреляющего очень заметный. Ствол пистолета подбрасывало куда сильнее обычного, и в результате выпущенная из него пуля летела далеко в сторону от цели.

Таким образом промахи и Пушкину, и Дантесу были бы обеспечены. А согласно установленным правилам, - если не было предварительно иного уговора, - в случае промахов обеих противников дуэль признавалась состоявшейся, и инцидент, ее спровоцировавший, – исчерпанным.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру