В Минпросвещения запустили процедуру принятия нового федерального стандарта для учителей 5–9-х классов. То есть номенклатурная специальность «преподавание в основной школе» в колледжах уже была, но избирательно: для трудовиков, информатиков и преподавателей ОБЖ (ОБЗР). Теперь решили расширить список для других предметников.
Решение активно и даже бурно обсуждается, во многих случаях в негативном ключе.
До сих пор, как известно, кадровый голод в школах испытывают 20% регионов страны. Проблема есть, нехватка учителей всех нервирует. Но как решить ее быстро, не «уронив» профессию, непонятно. Пусть прием в педвузы вырос на 300 тысяч в год, а 75% выпускников сегодня идут работать «по назначению», в школы. Но пока люди отучатся от 4 до 6 лет... В сельской школе физик продолжит быть и географом, и преподавателем математики, биологии и рисования.
Даже большинству обывателей понятно, что учитель — человек-оркестр. И свой предмет надо знать на «пять», развивать знания. И смежный предмет желателен, сейчас в ходу межпредметность. Быть психологом, конфликтологом, делопроизводителем. Дружить с компьютером, проявлять наставничество и оргспособности... Но верно и то, что молодежи в школе отчаянно мало, а мужчин среди учителей еще меньше. А в села, маленькие города и прочие непрестижные локации никаких учителей не дозовешься.
— Я не очень понимаю, отчего сейчас идет подчас негативная реакция на то, что в школу придут ребята из колледжа, — говорит методист московского НИИ в сфере образования Лариса Зубцова. — Во-первых, действительно нужны кадры. Молодые, с новым мышлением, поколение цифровизации. Во-вторых, учителей со средним образованием и так в школах немало, давно это произошло. А в-третьих, меньше теории, больше самообучения и практики — это один из ведущих современных концептов в образовании. Принцип такой: дать необходимую теоретическую базу, много практики, а остальное люди сами доберут в свой багаж, когда окажутся на рабочем месте. И там сами поймут, чего им не хватает. Все больше возможностей кругом, курсов, онлайн-семинаров и т.д. А потребность в людях с одной только теоретической базой все меньше. И вполне возможно, что выпускник колледжа с опытом преподавания перед выпускником университета выигрывает.
По статистике, собранной аналитиками в сфере образования НИУ ВШЭ, уже в 2021/22 учебном году у нас было немало учителей без «вышки». От общего числа — а это чуть более миллиона — тех, что «из колледжа», набралось 15,9%. Обладателями высшего педагогического в ту пору были 84,1%, еще 2,75% оканчивали другие вузы. Сегодня, по оценкам Росстата, в России 1,2 миллиона школьных учителей.
— Я тоже в свое время оканчивала училище, потом повышала квалификацию, училась на вечернем, — комментирует завуч начальной школы Лидия Леонидова. — Поддерживаю инициативу министерства. По-моему, хорошая программа в училище может быть на уровне бакалавриата. Если мы не говорим про старшую школу, олимпиадный или высший уровень преподавания. Я всецело за, включая и молодежь со знанием ПК, работать с которым непросто мне в 73 года. Но вот как будут на квалификацию сдавать, не понимаю.
Правила сдачи на категорию в школе все больше ужесточают. В молодых специалистах учителю можно проходить 2 года, потом нужно сдавать на первичную педагогическую категорию. Это экзамен, основанный на ЕГЭ (в Москве задания МЦКО). В колледжи идут после 9-го класса, без ЕГЭ. Затем еще будут пересдачи каждые 5 лет и более сложный экзамен, если категорию хочется повысить. Ведь от аттестации зависит зарплата. Возможно, стоит заранее подумать о том, чтобы в начальной и средней школе для учителей — выпускников колледжей в роли предметников ввести новый профнорматив.