«Потратила тонну денег, но ничего не совпало», «получил бабки и удалил аккаунт» — подобными откровениями пестрят тематические чаты в соцсетях. Но, видимо, платная помощь в ЕГЭ — что-то вроде Деда Мороза: летом не верить в него легко, а под Новый год начинает очень хотеться чуда. И если самих выпускников, боящихся не только самих экзаменов, но и гнева своих родителей, еще кое-как можно понять, то вот мам и пап, клюющих на уловки торговцев ЕГЭ, понять куда сложнее. Даже если они любят свое чадо столь странною любовью, что верят в возможности «решал» больше, чем в способности собственного отпрыска. Впрочем, от осины апельсины не рождаются: если родитель отдает деньги неизвестно кому, даже не перепроверив степень реальности его посулов, то, может, он и прав в неверии в собственного ребенка. А ведь выяснить это несложно — но только если думать о том, как сдать ЕГЭ, а не купить.
Заметим, что в отличие от некоторых выпускников злоумышленники не забывают о «самообразовании». Идут, понимаешь, в ногу со временем и расширяют «скиллы» — навыки. В прошлом, если верить рассказам юристов, можно было проплатить высокий балл в своей же школе, «коррумпировав» слабое звено в педсоставе. Если верить откровениям сделавших это родителей, за такую услугу «с гарантией» брали по 5 тыс. руб. за балл. Только вот незадача — умники с купленными баллами даже если попали в бюджетные вузы, то учиться там не могли. В отличие от контрактников, уровень бюджетников выясняется на первой же сессии. Благо на бесплатные места всегда найдутся те, кто по-настоящему учился и хочет учиться. А если мамам с папами деньги некуда девать, скупать баллы по ЕГЭ, как мертвые души, даже как-то мелко. Пусть уж сразу красный диплом покупают. К тому же с тех пор прогремело столько увольнений, административных и даже уголовных наказаний, что эта схема, по словам осведомленных источников, отмерла в пандемию. И даже не только потому, что педагоги стали честнее или боязливее, просто технологии шагают вперед не только у мошенников, но и в образовательной системе. Так называемые КИМы — контрольно-измерительные материалы — научились зашифровывать так, что до момента вскрытия конверта на экзамене их содержимое известное лишь программе-составителю. Вероятность того, что торговец ЕГЭ продаст покупателю верные ответы, — 0,5%, где полпроцента на чудо совпадения. Но, скорее всего, продавец из соцсетей даже не станет пускаться в эти пустые хлопоты, просто исчезнет, получив денежки, и все. Это, кстати, и есть главное открытие нынешнего экзаменационного сезона. Если в прошлые годы жулики хотя бы упражнялись в красноречии, расписывая доверчивым клиентам алгоритм добычи ответов, возможный исключительно в силу их связей, то этой весной они таинственно лаконичны: помогу - и все, не спрашивайте как. По убедительности дилеры от ЕГЭ-25 тяготеют, скорее, к своим ныне запрещенным в Рунете коллегам от эзотерики, обещавшим «снять ЕГЭ-порчу», «зарядить амулет на нужный балл» и так далее. Правда, это не мешает их ценам расти: по состоянию на последнюю декаду мая «правильные ответы» на КИМы начинаются от 100 тысяч за один предмет. Для сравнения: проверенные репетиторы с внушительной базой поступивших на бюджет учеников в среднем за 4 предмета «под ключ» к моменту сдачи ЕГЭ берут порядка 5–6 тысяч рублей в месяц.
Таким образом, дорогие родители, зарубите себе и своим чадам на носу: на сегодня ответы на КИМы купить невозможно. По крайней мере, верные. Приобретение готового сертификата о сдаче с нужными баллами, практиковавшееся ранее, ныне тоже нереально: результаты ЕГЭ попадают прямиком в базу, с которой и сверяются при зачислении университеты. Если уж совсем уважить криминальные таланты от образования, то гипотетически можно представить схему знакомства с членом комиссии. Хотя вероятность этого еще ниже, чем получить правильные ответа от торговца в Сети: за махинации членам комиссии «светит» уголовка, поэтому, если вдруг кто на это и пойдет, это будет точно дороже, чем оплатить 4 года «контракта» в университете. И даже если в комиссии вдруг уже сидит ваша родная тетя, то схема все равно «мутная». Во-первых, тестовую часть все равно придется решить самостоятельно, так как ее проверяет компьютер. Во-вторых, оставив тайную пометку на бланке, сдающий ни в чем не может быть уверен — ну кроме того, что подставил родную тетю. Ведь в комиссии очень много проверяющих, и тетя не сможет вырвать искомый бланк племяшки из рук коллеги. И в случае обнаружения «черной метки» под подозрение попадет вся комиссия. А поскольку, к счастью, тесты проверяют не мошенники, а педагоги, даже родная тетя, окажись она среди проверяющих, подтвердит, что в случае ЕГЭ ее репетиторская помощь куда эффективнее жульнической.